Круглый стол «Преподавание комплексного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях ЗАТО Северск: проблемы и перспективы».

18 мая в РЦО Управления образования ЗАТО Северск педагоги, преподающие курс «Основы религиозных культур и светской этики», собрались на круглый стол «Преподавание комплексного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях ЗАТО Северск: проблемы и перспективы».

В качестве эксперта на мероприятие была приглашена Анастасия Николаевна Кошечко, профессор, заведующая кафедрой духовно-нравственного воспитания ТОИПКРО. В качестве участников также были приглашены завучи по воспитательной работе из всех школ города. Состоялся конструктивный диалог между представителями образования и представителями РПЦ. На встрече присутствовали настоятели Северских храмов: Владимирской иконы Божией Матери — Дионисий Степанов и Храма Преподобного Серафима Саровского – Димитрий  Сергеев.

Основные проблемы, озвученные на круглом столе, были связаны с выбором модуля «Основы православной культуры». Педагоги задавали вопросы и искали на них ответы. Почему в Северске выбор родителями данного модуля ниже, чем в Томске? Почему выбор падает и в отдельных школах Северска? Почему возникают новые проблемы, когда, казалось бы, всё внедрено и идёт гладко. И, тем не менее, родителей лишают выбора модуля в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» по объективным причинам: один преподаватель, который не может преподавать разные модули в одно время, а оплачивается только 1 час. И принимается административное решение: ограничиться одним модулем (или «История мировых религий», или «Светская этика»). Казалось бы, решение найдено. Первый модуль даёт общее культурологическое представление обо всех религиях мира. А, выбирая «Светскую этику», родители руководствуются аргументом: «Пусть хотя бы воспитанными вырастут, вести себя в обществе научатся».

Как контраргументы возникают возражения и вопросы. Как можно в голову 10 – летнего ребёнка вложить за 34 часа такую сумму знаний, как все религии мира? Относительно «Светской этики», возможно, родители путают понятия этика и этикет? И не пытаются вникнуть в суть того, что «Светская этика» — по сути своей атеистический курс, который в центр картины мира выносит человека. «И что в этом плохого?» — скажут родители, не задумываясь о том, что в течение 70 лет агрессивного атеизма в нашей стране людям внушалось, что человек – это царь и Бог. Сколько теорий сильной личности, переустройства мира, включая всевозможные революции, нанесли ощутимый вред. Выросло целое поколение Иванов, не помнящих родства, потому что вся государственная политика была направлена на разрушение традиционных русских национальных ценностей. Сегодня мы живём в другую эпоху, когда пытаются реанимировать эти самые традиционные ценности, понимая, что восстановить проще, чем создавать новое. Сегодня приоритетом в образовании становятся не только инновационные технологии, но и истинные ценности (патриотизм, семья, духовно-нравственные ориентиры) как традиционные ценности государства Российского. Каждое образовательное учреждение должно иметь программу духовно-нравственного воспитания детей. В рамках ФГОС  каждая программа по предмету содержит не только учебные, но и метапредметные, личностные результаты, направленные на развитие личности ребёнка.

Педагоги пришли к общему мнению, что модуль «Основы православной культуры» должен быть лидирующим, потому что он показывает степень духовности, уважение к собственной культуре. Духовность – это индикатор ценностей, которыми наполнена русская культура. Эти ценности пригодятся ребёнку в жизни. Этот курс даёт положительную информацию.

В мае – сентябре традиционно проходят родительские собрания, в которых представители Епархии, без жесткой агитации, готовы принять участие и разъяснить родительскому сообществу преимущества  курса, повернуть родителей и детей к собственной культуре: красоте, глубине, многообразию обычаев и традиций, к системе ценностных координат. Это не может быть изжито. Важно, чтобы люди это поняли. Но почему-то все боятся пригласить священника на собрание.

 Нашу культуру насыщают Христианские ценности. И без православной культуры в школьной программе ребёнок ничего не поймёт, не научится узнавать себя в этой культуре. А детей надо приобщать к вечным ценностям, учить преодолевать все противоречия, потому что Христианство перестаёт разделять людей. И личность ребёнка в этой глубине одухотворяется.

В эпоху, когда разрушены все ценностные ориентиры, почему бы не воспользоваться этим спасительным кругом, когда он рядом? Идея Христианства уже опробована. Зачем отметать то, что доказывало свою силу веками?

Если мы научим ребёнка почитать родителей своих, любить маму, папу, то он и к учителю будет относиться с уважением, и Родину свою любить.

Руководитель ГМО учителей, преподающих курс «ОРКСЭ», учитель русского языка и литературы МАОУ «СФМЛ» Куренкова Виктория Александровна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *