Наши духовные ценности

16 мая в МОУ СОШ № 12 собрались дети из разных школ, где представили свои исследования на нравственные и духовные темы. В основном это были исследования по литературе. Тема моего исследования звучала так: «Интерпретация Евангельских притч: история и современность». Я исследовала две притчи «О заблудшей овце» и «О потерянной драхме». Выбрала для анализа именно эти притчи исходя из личного интереса, так как знаю их уже давно, но не понимала их смысл.

DSCF0663[1]

Однако представлять исследование не просто. Ты приходишь в аудиторию, где находится много незнакомых людей, перед которыми надо выступить. Но самое сложное впереди – это вопросы. Эксперт Т.В.Луговская высказала суждение, что я много внимания уделяю деталям, есть риск потерять за этим общий смысл, значимость притчи. И все-таки я считаю, что в исследовании по литературе должно быть особое, бережное внимание к слову, которое эти детали выявляет. Я еще начинающий исследователь, и для меня было открытием, что образ овцы – символ грешника. Знание притч помогает постичь истинный смысл русской литературы, в основе которой всегда лежали христианские ценности. Благодаря образу овцы из притчи «О заблудшей овце» я по-новому переосмыслила тип личности Самсона Вырина, который лежал, укрывшись овечьим тулупом. Значит, он тоже грешник, потому что обижается на неблагодарность дочери, на Минского, который ее увез.

DSCF0662[1]

Основная суть моего исследовательского открытия заключалась в том, что названные притчи есть только в двух Евангелиях: от Матфея и от Луки. В Евангелии от Матфея Иисус Христос обращается к ученикам и отвечает на вопрос: «Как войти в царствие небесное?» Причем, образ овцы соотносится с образом ребенка (уже в самой притче есть эпитет «малых»). Разговаривая с учениками на понятном для них языке, Иисус Христос в качестве объяснения приводит всего один аргумент, потому что ученики – это единомышленники.

Но в Евангелии от Луки образ овцы есть символ грешника, потому что данной притче предшествует другая исходная ситуация, связанная с непониманием фарисеями поведения Иисуса, который обедает и разговаривает с грешниками. И для объяснения Иисусу потребовалось усилить доказательную базу. С этой целью он использует уже не один, а три аргумента: «Притча о заблудшей овце», «О потерянной драхме» и «О блудном сыне». Эта находка меня поразила. Предварительно изучив богословскую литературу по интерпретации притч, я не встречала таких наблюдений.

После выступления я очень внимательно слушала другие доклады. И меня удивило, что выступающие дети не всегда точно определяются с понятиями. Говоря о духовности и нравственности, выступающие не разделяют понятий «вера» и «суеверие». Доклад на тему «Толерантность» вызвал оживленную дискуссию. Зачем вводить в русскую речь это слово, если есть замечательные синонимы «терпимость», «милосердие», «любовь»? Очень помогло нам, исследователям, экспертное слово иеромонаха Амвросия (Кузнецова), который сумел донести до слушателей истинный смысл православных ценностей.

Мария Касьянова, 7 класс, МАОУ Сибирский лицей г. Томск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *