Иконы писали для того, чтобы перед ними молиться. И от этого было в 10 раз больше пользы. Но в трагические моменты истории богоборчества и в Томске разрушались храмы, уничтожались иконы. Какие-то иконы были спасены простыми жителями Томска, какие-то остались в семьях от бабушек и дедушек. Возможно, они и были переданы на хранение в Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова.
Меня порадовало то, что этот музей находится в территориальной близости от площади Новособорной, где раньше стоял Троицкий собор (кафедральный собор Живоначальной Троицы).
Я стояла перед экспонатами выставки «Зримые образы мира незримого», и в голове моей оживали знания о томских храмах, полученные на уроках ОРКСЭ: «После завершения революции и гражданской войны в январе 1930 года, в разгар борьбы советского государства с религией, с колокольни собора сбросили большой колокол. В том же году собор окончательно закрыли, церковного старосту расстреляли, диакона сослали.
Слом собора начался в январе 1934 года и продолжался до ноября. Город выручил от разборки собора 60 тонн металла и около миллиона кирпичей – из них сложены корпуса нынешнего Архитектурно-строительного университета. От собора до наших дней сохранились только скрытые от глаз подземные фундаменты и деревья, посаженные в конце 19 века».
Теперь другие времена, когда народные святыни возвращаются к нам, а мы возвращаемся к себе. В переломные моменты истории всегда так было: Русь объединялась. И сегодня, я знаю, происходит передача святынь из музеев в храмы. Так наш Президент В.В. Путин решил передать Русской Православной Церкви икону «Троица» преподобного Андрея Рублёва, которая хранилась в Третьяковской галерее.
Я думаю, это правильное решение, и надеюсь, что иконы – экспонаты выставки в Краеведческом музее города Томска –тоже найдут своё настоящее место и вернутся в Отчий дом. Меня огорчил тот факт, что данные экспонаты выставлены в музее впервые. Но порадовало то, что у людей, кто пока не готов прийти в храм, появилась возможность соприкоснуться с образами Иисуса Христа, Богородицы, святых в залах музея. Пусть пока не духовно, а эстетически, потому что в музеях иконы выставляются, чтобы ими любоваться. Может, это первый шаг к тому, чтобы понять, что икона – это окно, прежде всего, в свой духовный мир?
Автор: Юденко Елизавета, юнкор Детского пресс-центра, участник конкурса Журналистских статей