Духовно-нравственное образование младших школьников

В рамках XXXII Духовно-исторических чтений памяти святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия 20 мая 2022 года в МАОУ СОШ № 2 г. Томска состоялось мероприятие в форме круглого стола по теме «Духовно-нравственное образование младших школьников».

С нормативно-правовым обеспечением духовно-нравственного воспитания познакомила Антошкина Оксана Олеговна, директор МАОУ СОШ № 2 г. Томска. Оксана Олеговна обозначила какая большая работа в МАОУ СОШ № 2 организована и проводится для духовно-нравственного образования младших школьников, что подписано соглашение о сотрудничестве департамента образования администрации Города Томска и Томской епархии Русской Православной Церкви от 04.03.2011г. по программе «Русская традиционная культура», написана программа воспитания с учетом духовно-нравственного развития, написаны учебные планы по: ОРКСЭ, модуль «Православие» (4 класс); «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс); «История Сибири» (5 — 6 классы); «Экология Томской области» (6 — 7 классы). В плане внеурочной деятельности – образовательные программы: «Краеведение» (6 — 7 классы); «Мир вокруг нас» (7 — 8 классы); «Основы педагогики и психологии» (9 — 10 классы); «Речь и культура общения» (5 — 8 классы).

 

Тихонович Марина Евгеньевна, заместитель директора по УМР МАОУ СОШ № 2 г. Томска обозначила актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. Проговорила, что общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей.

«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

В. А. Сухомлинский

Современный национальный воспитательный идеал: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

Имамова Людмила Борисовна, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» по педагогической работе, педагог дополнительного образования МАОУ лицей № 8 им. Н.Н. Рукавишникова г. Томска рассказала о наследии православной культуры, об организации сетевого взаимодействия образовательных организаций по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. С опытом работы по сетевому взаимодействию можно познакомиться посмотрев видеоролик по ссылке: https://cloud.mail.ru/stock/dffkhZqqkEASW4XtFkrikK9m.

 

Жабкина Татьяна Васильевна, учитель обществознания МАОУ СОШ №2 г. Томска поделилась своим опытом работы по произведениям кинематографии на уроках истории и обществознания и духовно-нравственное воспитание обучающихся. Обозначила, что между обществом и миром кино существует постоянная связь. Кино способно передавать наши чувства, привычки, обычаи и традиции. Когда мы просматриваем кино, мы получаем большой заряд эмоций. Мы вместе с героями киноленты начинаем переживать, радоваться, удивляться и как будто проживаем еще одну жизнь. Хороший кинофильм формирует мировоззрение человека, обогащает его душевно, насыщает эмоционально. Татьяна Васильевна рассказала где можно и нужно использовать фрагменты художественных фильмов на уроке, делая акцент на достоинствах использования кинофильмов и видеоматериалов на уроках истории и обществознания.

Татьяна Васильевна рекомендует использовать литературу по ссылкам:

  1. Молотов К.С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм// Педагогические исследования. —  https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kinofilmov-na-urokah-istorii-raznyh-form.
  2. Голомидова Е.И. Применение на уроках истории фрагментов художественных и документальных фильмов как средство оптимизации познавательного процесса. —  https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/primienieniie-na-urokakh-istorii-fraghmientov-khudozhiestviennykh-i-dokumiental-nykh-fil-mov-kak-sriedstvo-optimizatsii-poznavatiel-nogho-protsiessa

 

Юшина Галина Михайловна, учитель начальных классов МАОУ Заозерная СОШ № 16 рассказала о духовно-нравственном воспитании школьников в рамках реализации русской классической школы (РКШ).

 

«Без памяти нет традиций,

без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры,

без культуры нет духовности,

без духовности нет личности»

С этих замечательных слов началось выступление Антоновой Екатерины Евгеньевны, заместителя директора по ВР МАОУ лицей № 8 им. Н.Н. Рукавишникова. Екатерина Евгеньевна обозначила актуальные проблемы, которые на данный момент возникают между семьями обучающихся и школой, между родителями и детьми, между обучающимися и школой. Много цитат из своего профессионального опыта проговорила Екатерина Евгеньевна:

  • «Сейчас век перенасыщения»
  • «Ещё 10 — 15 лет назад родители ставили условия, ребёнку, теперь дети ставят условия родителям»
  • «Сейчас прежде, чем попросить что-то сделать ребёнка нужно замотивировать»
  • «Просьба родителей: сделайте уроки интересными и увлекательными» и т.д.

Размышляя над этими фразами, пришли к выводу, что педагогический коллектив школы должен активно в своей профессиональной деятельности использовать различные методы и приёмы для ознакомления родителей (законных представителей) с традициями, культурой и ценностями.

 «Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни»

В.А. Сухомлинский

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *