Мы – Вятские, как говорим, так и пишем.

Как много по-настоящему светлых людей мы встречаем в жизни? По большему счёту, очень мало. Кажется, что мне в этот раз повезло встретить такого человека — писателя Владимира Крупина.

Владимир Крупин не только орудует пером, но и преподаёт. На встрече обсуждали не только жизнь и творчество Владимира Николаевича, но и затронули вопросы образования, воспитания и духовного начала.

«Я очень люблю Томск — начал встречу Владимир Николаевич. – У меня папа учился в этих местах, интеллигент. Закончил Томский Лесотехникум, а по тем временам, это считай, высшее образование было. Отец был самый простой человек, весёлый. Он всегда вспоминал Томск с огромной благодарностью».

Владимир Николаевич, пока шёл на встречу с нами, проводил опрос  об истории Томска и посетовал, что только один человек знал, как называлась главная улица города раньше.

«Мы видим потерю поколения. На наших глазах произошёл распад этой цепи. И это ударило и по старшему поколению, и по младшему. Поэтому, к сожалению, переживаем тяжелейшее  время в истории России, тяжелейшее. К нам пришли не только ради богатств, но и прошлись и проходятся по нашим душам. Пришли враги Христа, потому что Россия — последнее место, держащее Божее присутствие на Земле».

Владимир Николаевич – представитель деревенской прозы. Любит также писать на православную тему. Вот, как описывает становление своего профессионального пути:

«Я всегда хотел стать писателем, с молодых ногтей. Я, наверное, как человек, малоинтересен. Я ни рыбак, ни охотник. Я весь в работе, она от меня неотступна. Мало я, конечно, работал в штате (журналистов — прим. авт.). Я больше преподавал. Мама говорила: «Володя, какая же у тебя трудная работа». Я ей отвечал: «Не я эту работу избрал, а она меня». Помните, у Чехова было: «Если ваш сын решил стать писателем, секите его по четвергам». Меня вот не секли (улыбается). Я может и вытянулся ко всему светлому потому».

«Я вот с такой тоской вспоминаю своё детство, хотя меня пальцем не тронули, один раз брат только подзатыльник дал. Мы жили всемером  в маленькой двухкомнатной квартирке. Спали на сундуках, на полатях, на печке. И мама — простая колхозница, 4 класса образования имела, а была гениальнейшим воспитателем. Вот мы пошли в школу, она нам: «Идите с Богом», вернулись: «Слава Богу». И вот это во мне навсегда сохранилось. Так же вот, человек говорит: «Христос Воскресе, как пароль», «Воистину Воскресе, как отзыв». Сразу можно с ним в разведку идти. У меня дедушка по матери был полностью не грамотным человеком, водил судна по Волге, в Астрахань. Он в тюрьму сел за то, что отказался в Пасху работать. А дедушка по отцу раскулаченным был. Но я от этого не перестал любить Россию, не начал проклинать кого-то. Мы же дети расстрелянных шли на войну. Шли воевать не за Сталина, Ленина, а за свои святыни».

Поделился Владимир Николаевич и о делах сердечных:

«В любви я был очень одноплановый. Я всегда влюблялся в библиотекарш. Неважно, какой была — блондинкой, брюнеткой, полной, худой. Для меня она была богиня, она сидит за барьером, к ней не подступиться и за ней это богатство — полки книг. А не было же ещё тогда в открытом доступе всё. Я-то сам рано начал читать. Вошёл в это царство книг и так и остался. А теперь страшно, что творится сейчас в мире, в отношении книг. В 68 году, по-моему, я был в Михайловском , и мне подарили книжку стихов, которые написал Пушкин. Я ей очень дорожил. И вот совсем недавно, выйдя из своего дома в Москве и проходя мимо урн, увидел вываленную гору книг, в том числе эту книжку со стихами, которая была и у меня. И я вот подумал, что что-то в этом мире страшное свершилось. Не дай Бог, что необратимо это».

Я тоже согласна с мыслями Владимира Крупина. Культура наша нищает, начиная от литературы и заканчивая театром. Всё больше среди молодёжи теряется интерес к чтению. Однако есть малая часть тех, кто ею интересуется. Знаю некоторых родителей, которые с детства приучают детей к книгам, от чего радостно.

«Однажды шёл на день рождения внучки знакомых. – Продолжает Владимир Николаевич. – И подарил я большую книгу иллюстраций к произведениям Пушкина. И эта маленькая девочка, она ни разу в жизни не ведала книги. Так обрадовалась! Увидела она картину белочки из сказки и… начала раздвигать эту картинку, чтобы рассмотреть лучше. И эта девочка швырнула книгу в сторону. И вот это клиповое мышление, не думайте, что оно само собой случилось, всё это запланированный удар по стране. Мы живём в оккупированном  государстве, всё нам  навязывают. Ведь уже криком кричим частью интеллигенции, что что-то надо делать в школе. Ведь Казанская трагедия — это прямое следствие системы образования. И телевидения вина, и вина кино. Помните, был фильм «Убить Билла». Сколько тогда попало в женскую Рязанскую колонию из-за этого фильма. Там же всё элементарно. Как трудно стало преподавать в школе Раскольникова Достоевского. Вот как писал Пушкин: «Убийство для них стоит малейшего телодвижения». Поэтому мы не можем игнорировать такую трагедию».

«Но всё-таки мы живём  в самой прекрасной стране. Удивительные люди есть в ней. Сейчас вот шёл, прямо любовался, чисто так. Хотя понимаю, что есть дворы старые, умирающие. Одна девушка мне сказала: «Мы всей семьёй хотим  уехать, город маленький». А я ей: «Да, вы что, город большой, красивый». Я вот живу в Москве всю жизнь. Она большая, расползается  во все стороны. И я понимаю, что хочу вернуться в своё село, уже написал завещание, чтобы меня там похоронили. Понимаете, чем человек сильнее верит в Бога, тем скорее хочет пойти к нему. Как Апостол Павел хотел пойти к нему, но Господь продлил ему дни жизни ещё на 15 лет, потому что он нужен был здесь. Здешней жизнью мы зарабатываем себе вечную жизнь. Она будет у всех, но какая будет. Вот, что важно. У меня сегодня самый счастливый день на этой неделе. Я причастился и всегда стараюсь причащаться. И самая главная радость — это когда  деточки идут причащаться. Так что малое стадо есть, во всех видах деятельности. И в музыке, и в театре, и в кино, и в художественном деле. Я могу говорить часами. Мне мама говорила: «Ты болтаешь, как из колокольчик льётся». – Улыбается писатель.

Немалую часть диалога, Владимир Николаевич посвятил рассказу о важности духовности, которая наполняет душу человека, ведёт его к доброму и светлому.

«Мне, конечно, в жизни помогало духовное начало. К сожалению, Россия преклонилась больше к Чернышевскому, Белинскому, ежели к Иоанну Кронштадтскому, Тихону Задонскому. Вот как раз вот эта наглая часть, нелюбящая Россию, победила и, конечно, вот такой нищей, каторжной Россию рисовали всегда. У нас, например, в тюрьмах в 6 раз больше человек сидит, чем при Советской власти. Вот вам,  «торжество демократии». Я много исследовал, откуда она пошла. Так вот, демократию сделали в школах демагогии. Эти люди создали систему, которая говорила бы, что люди своей судьбой распоряжаются, и власть народу принадлежит. Какая же это власть народа? Вот власть народа, который проголосовал за сохранение СССР и он распался. Что бы это ни было, власти народа у нас нет никакой, никакой. Вот поэтому духовная составляющая это главное. Видеть светлую сторону, видеть её начало очень важно».

Порекомендуйте современных писателей, хоть вы и говорите, что это проблема. — Звучит просьба из зала.

«Я бы советовал перечитывать, – отвечает Владимир Николаевич. – Вы думаете, что вы прочитали Пушкина, но это не так. Вот  у Толстого, точно стоит сжечь «Воскресенье», если у вас печка есть. Надо перечитывать. А вот Лесков, как писатель изумителен. А какой удивительной высоты и силы Гончаров. А какой великий Островский. Это ведь богатство величайшее. Сегодняшних студентов спрашиваю: «Нынешних поэтов, каких любите?» И все пищат: «Бродского». Ельцин в своё время умудрился сказать глупейшую фразу, что лучший поэт 20 века — Бродский. Ну, хоть стой, хоть падай. Но я не хочу ничего навязывать. Из современных поэтов могу посоветовать — Светлана Сырнева, моя  землячка. Замечательная поэтесса. Диана Кан ещё».

Дал  Владимир Крупин и совет: «Должно быть ощущение, какую книгу читать. Вот собака, когда выбирает траву, она же не возьмёт такую, которая может отравить, она всегда возьмёт целебную. Так же и с книгой должно быть. Если понимаете, что книга куда-то не туда  вас тянет, просто отбросьте её и всё, не церемонясь. Я вот, например, могу даже не понравившуюся мне книгу в окно выбросить. Должно быть чутьё, как сердце откликается».

Скажите, пожалуйста, что вас подвигло начать писать? – звучит другой вопрос.

«Не знаю, не знаю. Я в 4 классе написал первую пьесу. В Москве 15 лет ставят мою пьесу «Люби меня, как я тебя» о любви. Наверное, это интуитивно моя детская мечта осуществилась. Я ведь сначала о театре мечтал. А первое стихотворение я написал в 52 году о коммунизме. Искренне написано, оно было создано. Я ведь искренне вступал в партию, понимаете. Мы не были диссидентами, которые на кухне говорят одно, а на работе другое. Это ведь преступление. Мы же Вятские, как говорим, так и пишем. Я-то их повидал много. Я же работал на телевиденье Московском. Поэтому, конечно, это диссидентство пронизало всю нашу культуру. Однако слово всегда пробивает дорогу к сердцам. Почему? Потому что настоящие русские писатели всегда говорят правду. А она всегда пробьётся».

Как сегодня выжить писателю? И как воспитывать детей? — спрашивает мужчина.

«Да я вот живой, как видите, и даже прилично выгляжу — шутит Владимир Николаевич — хотя пенсия у меня 19000. Слово гонорар забыто. Правда вот, сделали почётным гражданином и мне 5000 приплачивают. Так что всё хорошо. Не последний же кусок доедаю. Сейчас вот шёл, все сытые, все завтракать, ужинать будем. Чего же ещё не жить? Я такую бедность видел. Крапиву ели, лебеду, и ничего. А как хорошо, как весело жили! Какие кружки были, ну счастье.

Вот говорят: «Поскольку внешний человек тлеет, внутренний, наоборот, обновляется». Вот я сейчас это обновление как-то радостно замечаю в себе. А вот в воспитании — личный пример самое главное. Читайте вместе с детьми. Хотя иногда бывает и его не хватает. Я вот жизнь не мыслю без чтения писания и походов в церковь, а вот мои как-то не так. Но всё равно, личный пример — это важно. И любовь, любовь, любовь. Она всегда возвращается».

На прощание, Владимир Николаевич поблагодарил всех пришедших, вручил знакомому сувенир и провёл автограф-сессию, пообщался с людьми. Особенно мне запомнились его слова: «Россия всегда обновляется. Молодая она. Не сказала ещё слова миру – это утверждение Достоевского совершенно справедливо. Она ещё скажет. Причём  поймут, что единственный путь, который даёт Россия для спасения – это путь к Христу. Другого пути нет».

Минеева Полина Александровна

Томский Государственный Университет, Факультет Иностранных Языков, 1 курс

Детский пресс-центр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *