20 мая — В рамках Дней славянской письменности и культуры, XXXI Духовно-исторических чтений памяти учителей словенских святых Кирилла и Мефодия прошла работа секции «Достоевский и русская культура». Встреча осуществлялась под руководством директора Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ А.Н. Кошечко и директора НБ ТГПУ Н.А. Семененко.
Работу секции открыла лекция «Достоевский и русская культура» Анастасии Николаевны Кошечко, одного из ведущих российских специалистов-достоевсковедов, доктора филологических наук, профессора ИФФ ТГПУ, которая задала основной смысловой и проблемно-тематический вектор работы секции. Перед слушателями раскрылся Достоевский-человек и Достоевский-писатель, ценностные аспекты биографии и творчества, система духовных императивов (Бог-народ-семья) его художественных, публицистических текстов и эго-документов, глубинное осмысление пореформенной эпохи, так созвучной по своим кризисным процессам нашей современности:
«Ценностный опыт Достоевского, как одного из выдающихся представителей русской литературы, оказывается значимым для современной, по мнению многих исследователей, «постапокалиптической» эпохи, для которой путь восстановления духовных первооснов равнозначен пути сохранения человечества и человеческой культуры», – резюмировала Анастасия Николаевна.
В своем видеообращении к участникам секции достоевсковеды, находящиеся в Старой Руссе, Шараков Сергей Леонидович, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника «Дом-музей Ф.М. Достоевского», и Сафронова Елена Юрьевна, доцент кафедры литературы Алтайского государственного педагогического университета, обратили внимание на актуальность и значимость творчества писателя для русской культуры:
«Федор Михайлович Достоевский остается не только выдающимся писателем 19 века, но и ощущается очень близко современной действительности. Понимание его произведений актуально не только потому, что это всегда диалог с религией, с русской культурой. Это прежде всего диалог с самим собой», – отметил С.Л. Шараков.
После погружения в глубину темы состоялась дискуссия «Зачем современному человеку читать Достоевского?», в которой приняли участие приглашенные эксперты. Иеромонах Амвросий (Кузнецов), руководитель библиотеки Церковно-культурного центра Богородице-Алексиевского монастыря, отметил вневременность и актуальность наследия великого писателя для людей различных эпох, мировоззрений и возрастов. По мнению докладчика, в произведениях Ф.М. Достоевского раскрываются не только социальные проблемы, но и духовные, личностные.
Новокузнецкий спикер Мирович Ирина Владимировна, старший научный сотрудник МАУК «Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского», рассказала о собственном опыте знакомства с творчеством писателя, а также поведала слушателям об особенностях экспозиции музея Достоевского в Новокузнецке. Кириенко Наталья Геннадьевна, член Союза писателей России, преподаватель иностранных языков, рассуждая над вопросом секции, поделилась мнением об особенностях рецепции творчества писателя в сознании иностранного читателя, опровергнув бытующее мнение о том, что Достоевский – депрессивный автор:
«Достоевский очень точно уловил то состояние души человека, которое созвучно с христианской традицией: склонность к рефлексивности, вера в человека, стремление к сопереживанию».
Практикующий педагог, аспирант ИФФ ТГПУ Пацьорка Елена Игоревна представила коллегам опыт преподавания творчества автора студентам Томского промышленно-экономического колледжа. Елена Игоревна обсуждала с учащимися произведения Достоевского с учетом биографических моментов, необходимых для понимания. Одним из инструментов мотивации школьников к чтению литературного наследия мастера слова поделилась и студентка 5 курса ИФФ Галкина Ольга. Спикер рассуждала о возможном применении в обучении методики создания буктрейлеров, способствующих популяризации чтения, а также о важности роли педагога в этом нелегком процессе:
«Ценность Достоевского в том, что он пишет в первую очередь про жизнь, про что-то понятное, существующее и сейчас. При чтении я всегда была поглощена событиями, героями, конфликтом. Меня удивляло то, как человек может так точно разработать и раскрыть характеры».
Шилова Алина Сергеевна, аспирант ИФФ ТГПУ, учитель русского языка и литературы МБОУ «Эврика-развитие», выбрала предметом своего изучения аксиологический аспект исследования антологической традиции в творчестве Достоевского на материале романа «Братья Карамазовы». На прямой линии с участниками секции были также студенты Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций во главе с директором Железчиковым Валентином Павловичем. Эксперт рассказал о своем личном читательском опыте.
Каждому участнику дискуссии были заданы вопросы, поступившие от участников онлайн-трансляции. Вопрос о важности и актуальности погружения в творчество великого писателя был рассмотрен на секции с разных сторон: в православной традиции; с точки зрения педагога, которому предстоит задача мотивировать школьников к чтению; с позиции современного достоевсковедения.
В Научной библиотеке ТГПУ были подготовлены тематические выставки, посвященные творческому наследию писателя и достоевсковедению. В специальной тематической линии представлены работы научного направления по изучению творчества Достоевского в ТГПУ (под руководством д.филол.н., профессора А.Н. Кошечко).
Запись секции по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Vflnf7PzMlQ