«Евангельские сюжеты»

Грузия — страна колоритов; страна, вырастившая немало выдающихся личностей, среди которых музыканты, танцоры, политики, художники и многие другие. Среди таких людей — художник-монументалист, скульптор, педагог и профессор, а также президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели, выставка которого, под названием «Евангельские сюжеты» прошла в Томском областном художественном музее.

 

Библейская тема в творчестве Зураба Константиновича является одной из центральных тем. Она воплощена в сотнях его скульптур, барельефов, произведениях станковой пластики и эмалях. Выставка была посвящена сюжетам Нового Завета. Экспозицию составляют 40 перегородчатых эмалей и две бронзовые скульптуры – «Николай угодник» и «Святая Нино». Они решены в очень строгой, графической манере, но при этом наполнены цветовым звучанием, возникающим на контрастах насыщенного золотистого фона и пятен синего, белого, красного, звучно-зеленого цвета, обозначающих фигуры и элементы пейзажа. Их сравнительно небольшой, размер задает несколько непривычный для произведений Церетели камерный формат экспозиции и дает зрителю возможность вступить в неспешный диалог с мастером на вечные темы.

Сначала я не предала значения тому, чем написаны эти картины, но после меня охватило неописуемое удивление! Я начала присматриваться к картине «Двенадцать Апостолов» и заметила великолепно поблёскивающую позолоту и разноцветные краски. После чего, музейный смотритель предложила мне пройти к большому стеклянному ящику, за витриной которого лежал лист.  Из него можно было узнать, что все работы мастера выполнены в древнейшем виде искусства Грузии – перегородчатой эмали или Минанкари  (в переводе с грузинского эмаль).

Вообще перегородчатая эмаль довольно трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине из золота или меди процарапывают, гравируют или прорезают насквозь эскиз будущего изображения. Далее по этому же контуру напаиваются металлические полоски-перегородки. После чего каждую образовавшуюся ячейку заполняют эмалью до верхних краев перегородки и производят обжиг. И наконец, когда вся основная работа проделана, эмаль шлифуется.

Сила характера и удивительная энергия, дерзость экспериментатора и неожиданный художественный взгляд составляют портрет Зураба Церетели – мастера, который смог объединить своими творческими поисками буквально все виды, жанры, техники изобразительного искусства.

Когда я зашла в пустой зал (в буквальном смысле) я ощутила какое-то волнение. С чем это было связано, я так и не поняла. В помещении царила атмосфера торжественного умиротворения. Именно благодаря тому, что я находилась в выставочном зале одна, я смогла в полной мере проникнуться ощущением полнейшей красоты и благородства, исходящих от экспонатов. Я смогла походить и подумать о библейских событиях, описанных в Новом завете. Здесь были и «Воскресение Христа», и «Двенадцать апостолов», и всеми известная «Троица». Возле последней картины я как раз и остановилась надолго. На ней, как и на оригинале были изображены отец, сын и святой дух. Было необычно видеть столь известную икону, которую можно найти на страницах  учебника по отечественной истории, выполненной в таком интересном стиле, как перегородчатая эмаль.  Другой картиной, которая тоже запала мне в душу, было произведение «Чудо Георгия о змие». Она с точностью повторяет икону Георгия Победоносца, на которой великомученик побеждает змея верхом на коне. Этот поступок олицетворяет собой необычайное благородство и величие проявленной воинской храбрости. Кстати, именно это произведение искусства было самым ярким в выставочном зале и переливалось лакированным блеском.

Отрадно, что такие сложные и древние техники как перегородчатая эмаль, возрождаются в России и Грузии. Немалый вклад в развитие этого увлекательного искусства осуществил Зураб Константинович Церетели, чьи работы были представлены на данной выставке. Эта экспозиция произвела на меня неимоверное впечатление и надеюсь, что ее увидят во многих городах России и мира.

Автор: Минеева Полина, ученица 10 «Б» класса Северской гимназии

Преподаватель: Беликова Ирина Александровна

Детский пресс-центр для журнала «Воскресные чтения»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *