Берёзовские древности

С 17 по 24 мая в Томской области проходили Дни славянской письменности и культуры и уже 27 духовно – исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Мы с классом ходили на секцию «1917 – 2017: уроки столетия» в Детскую Городскую Библиотеку города Северска. Нам раздали брошюры с описанием мероприятий  этих чтений. Дома я её подробно изучила и решила остановиться на экскурсии «Берёзовские древности: церковное искусство 16 – 19 веков». Она проходила с 3 марта по 21 мая в Томском Областном Краеведческом музее.

Выставка знакомит нас с реликвиями христианского православного общества из старинного города Берёзов, основанного казаками ещё в 1593 году. Эти иконы и церковная утварь принадлежат Омскому Областному Историко-Краеведческому музею.  В  1939 году директором  Андреем Фёдоровичем Палашенковым и другими сотрудниками музея была предпринята  экспедиция на север Омской области. Именно благодаря этим людям был найден разрушенный  Воскресенский собор города Берёзов, в котором находились эти иконы и церковные одеяния.  Для начала экскурсовод Татьяна Николаевна предложила нам пройтись по выставочному залу буквально 3 минуты, а затем подробно всё изучить. Когда я ехала на эту выставку, я почему-то представляла себе светлое помещение, с огромным количеством икон, украшенных позолотой, старинные темные одеяния священников. В общем, я ожидала увидеть что-то похожее на церковь, но передо мной предстало темное помещение с огромными потолками и занавешенными окнами. И каково было моё изумление, когда я увидела фелонь, сшитую из бальных платьев! Это одеяние сшили дочери сосланного сюда Александра Даниловича Меньшикова. Об этом свидетельствует надпись на подкладке: «Пожертвована княжнами Меньшиковыми и Долгорукими». Эту фелонь очень сложно было отреставрировать, так как священник регулярно нёс службу, на неё постоянно капал воск, а, как мы знаем, его очень сложно вывести с ткани.

Как известно, в 1724 году Петром 1 был издан указ превратить  Берёзов в тюремный острог для политических ссыльных. Александр прожил там всего год, но за этот короткий промежуток времени он стал совсем другим человеком: возвёл храм, задумался о своей душе, начал общаться с другими людьми на совершенно ином уровне.

Самая ранняя икона в коллекции выставки датируется 16 веком. На ней изображён Архистратиг Михаил.  Именно с этой иконой казаки пришли на эту землю,  и с неё началось формирование храмовой культуры в городе Берёзов.  Этот архангел являлся их символом и покровителем.

Во время экскурсии меня заинтересовала  икона Божией Матери. На изображении почему-то почти посередине был чётко выраженный след от креста. Я спросила у Татьяны Николаевны, из-за чего это произошло. Она объяснила мне, что этот образ был частью огромного иконостаса, и это изображение являлось ключевым и как бы скрепляло все остальные иконы в единое целое. Кстати, с помощью этого следа специалисты смогли определить, на чём рисовался этот образ и какие материалы использовались.

«А почему же эти иконы находятся в музее, а не в какой – либо церкви или храме?» —  спросите вы. А потому, что здесь для них созданы благоприятные условия, например, температура, затенённость, также изоляция в специальных стеклянных ящичках с сигнализацией. Это создано для того, чтобы сохранить всю Берёзовскую коллекцию.

Во время экскурсии у нас возникла некая диллема. Экскурсовод рассказала, что очень мало приходило детей моего поколения и студентов. Они посчитали, что сюда должны приходить глубоко верующие взрослые люди. Но нет! Я уверенна, что есть такие дети, которые также заинтересованы данным видом искусства. И я надеюсь, что когда эта выставка будет в другом городе, её увидят очень многие дети.

Автор: Минеева Полина Александровна, ПМ пресс-центр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *