14 мая 2025 года в рамках Дней славянской письменности и культуры на базе регионального дискуссионного пространства «Точка кипения» ФПСО ТГПУ во взаимодействии с МАОУ СОШ № 32 г. Томска, Томской митрополией, организациями – партнерами ТРЦ «Пульсар», ТДС, ТГУ проведен экспертно-методический интенсив «Культурно-историческая среда в обучении и воспитании детей и молодежи» (руководитель – Тужикова Т.А., к.пед.н., доцент ТГПУ, заместитель директора по МР МАОУ СОШ № 32 г. Томска; соруководители – протоирей Е.Морозов, преподаватель ТДС, НИ ТГУ и доцент кафедры социальной педагогики ФПСО ТГПУ; Видная Е. В., зав. научно-фондовым отделом «История и культура Сергиево-Посадского края ХХ века» Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника (Московская область).
Экспертами площадки выступили: иерей В.Кабанин, проректор по воспитательной работе ТДС, Титова Галина Юрьевна, к.пед.н., заведующий кафедрой социальной педагогики ТГПУ; Доманский Валерий Анатольевич, д.пед.н., Санкт-Петербург; Агапова Г. Х., к. пед. н., Москва.
Основной целью площадки стал обмен опытом в области формирования культурно-исторической среды, организации духовно-нравственного, патриотического воспитания детей и молодежи на основе социального партнерства.
В рамках площадки для 63 человек из числа студентов и магистрантов педагогического вуза, педагогов и руководителей более 20 образовательных организаций представлены экспертные выступления Видной Е. В., зав. научно-фондовым отделом «История и культура Сергиево-Посадского края ХХ века» Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника (Московская область) по теме «Концепция и принципы экспонирования предметов на краеведческой выставке «Искусство. Война. Ополчение. К 80-летию Великой Победы», преподавателя ТДС, ТГУ и ТГПУ, протоирея Е. Морозова.
Интересными и содержательными были выступления на панельной дискуссии «Культурно-историческая среда как феномен педагогической деятельности и формирования ценностных ориентиров у детей и молодежи» (модератор — Тужикова Т.А., к.пед.н., доцент ТГПУ):
- Вершинина Светлана Федоровна, руководитель музея образования Томского района, педагог дополнительного образования МБОУДО «Копыловский п/к «Одиссей». Роль музея в праздновании юбилейных дат региона, жителей знаменитых Томской области (из практики Томского района).
- Мокина Елена Васильевна, учитель обществознания МАОУ СОШ № 32 г. Томска. Культурно-историческая среда в сохранении исторической памяти: из практики педагогической и методической работы .
- Шевченко Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования, Маслова Инна Викторовна, воспитатель МАОУ ООШ «Развитие». Ресурсы музейной комнаты в формировании культурно-исторической среды (из педагогической практики).
- Щербенко Светлана Николаевна, старший воспитатель МАДОУ № 5 г. Томска. Краеведение и героико-исторический экскурс в реализации образовательной программы.
- Дзелзаина Мария Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 32 г. Томска. Культурно-историческая среда в урочной и внеурочной работе учителя – словесника.
- Малервейн Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 32 г. Томска. Зачем и как знакомить с житийной литературой на уроке и во внеурочной работе в школе.
- Попова Александра Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 36 г. Томска, магистрант ТГПУ. Музейная среда в формировании ценностных ориентиров и личностных результатов у подростков в школе.
- Томилина Елена Николаевна, учитель английского языка, руководитель МО и ЦГО «Успех» МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
- Культурно-историческая память как основа формирования патриотизма и гражданственности на уроке и во внеурочной работе (на примере педагогического опыта и образовательной практики ЦГО «УСПЕХ»).
- Люлина Ирина Леонидовна, Фролова Ирина Андреевна, воспитатели МАДОУ №5, г. Томск. Знакомство с историческими и памятными объектами в год юбилея Победы (на примере проекта «Мы наследники Победы!») и др..
Значимым моментом площадки было знакомство с практикой духовно-нравственного и патриотического воспитания представителей сибирского казачества. Отмечены выступления представителей казачества, которые работают с молодежью, среди которых:
- Скукин Андрей Иванович, командир аварийно-спасательного отряда, спасатель, первый зам. – товарищ атамана ССКО ТОКО СВКО, младший вахмистр, педагог-наставник МАОУ СОШ № 87 г. Северска;
- Диденко Евгений Иванович, Ресурсный центр воспитания Томской области, ТГПУ;
- Диденко Голда Евгеньевна, специалист отдела казачества ОГАУ «Центр молодежной политики Томской области», магистрант ТГПУ;
- Жидков Андрей Владимирович, казак ССКО ТОКО СВКО, хорунжий. О новых идеях в обучении и воспитании: потенциал Сибирского казачества в системе патриотического воспитания школы;
- Лунев Евгений Васильевич, магистранты группы 1442/3М ТГПУ.
Магистранты ИРПО ТГПУ представили разработки идей в области патриотического и духовно-нравственного воспитания, методические рекомендации по их реализации для разных категорий детей и молодежи. Интересен опыт представителей Движения Первых.
Интересные материалы представлены руководителем музея образования Томского района С.Ф. Вершининой, воспитателями МАДОУ № 5, МАДОУ № 21 г. Томска, МАДОУ «Рыбка» г.Асино. Интерактивному формату способствовали проведенные мастер-классы и мастерские:
- Сохранение культурно-исторической памяти: «Стела Лагерного сада». Евтина Элеонора Алексеевна, педагог дополнительного образования МАДОУ № 5 г. Томска.
- Героические страницы истории: традиции сибирской куклы «Подорожница». Малервейн Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
- Память и опыт поколений». Томилина Елена Николаевна, учитель английского языка, руководитель МО и ЦГО «Успех» МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
- Герои Отечества: знакомим детей и молодежь со знаменательными страницами истории. Видная Елена Викторовна, зав. научно-фондовым отделом «История и культура Сергиево-Посадского края ХХ века» Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника (Московская область).