Состоялся выездной авторский семинар Марины Картавой

19 мая с 12:00 до 16:00 прошел выездной авторский семинар, интерактивная игра, посвящённая традиционным ценностям, «Зачем и как доносить до современных подростков духовные смыслы и традиционные ценности» гостя Чтений, лауреата всероссийских педагогических конкурсов, педагога-просветителя Марины Картавой. Семинар проходил в рамках Дней славянской письменности и культуры в Центре опережающей профессиональной подготовки (Московский тракт, 12).

На мероприятии присутствовали сотрудники системы профессионального образования Томской области: социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители отделов воспитательной работы.

Марина Картавая рассказала о своем опыте работы, акцентировала внимание, что она именно педагог-просветитель. Много лет работала педагогом в школе, потом стала сестрой милосердия при Православной Церкви, а потом появился проект «Достучаться до сердец», который включил в себя шесть блоков о духовных ценностях. «Достучаться до сердец» – это актуальная методика духовно-нравственного воспитания в учебном процессе, авторский методический семинар и практика приобщения подростков к традиционным ценностям и смыслам.

Мероприятие было разбито на две части: концептуально-методическая часть и интерактивная игра. Она презентовала цикл видеобесед «Подросток: территория души» (темы: целомудрие, честь, совесть и т.д.) и интерактивно-дискуссионные мероприятия «Курс на крепкую семью». Программа миссионерская, речь идет о забытых ценностях, которые нужно возрождать.

Актуальность программы отвечает на вопросы: «Кто они – эти подростки? Куда они идут? О чем они думают?» Этими вопросами занимаются такие эксперты, как Яна Амелина (г. Казань), специалист по деструктивным сектам, Андрей Афанасьев (г. Москва), журналист, политолог. Андрей Афанасьев анализирует влияние аниме на подростков. «80% подростков – это зрители аниме! Но когда вы посмотрите аналитику, что такое аниме и как оно влияет на душу, социальные позиции, образы, как это подается. Что самые главные позиции в аниме: суицидальные мысли и вампиризм… А ведь никакая информация не проходит даром, всё оставляет какой-то след», – предупреждает лектор. Подростки не находятся в поле духовно-нравственных ценностей, они их не знают, не принимают и заменяют другими антиценностями – это и есть актуальность программы.

Какие ценности разбираются с подростками: совесть (ложь, подлость, низость), честь (презрение, «а мне это надо?», «Мое право!»), святыни (отрицание), целомудрие (развращенность, развороченность души, блуд), воздержание (распущенность), трезвость (вседозволенность, пробы, зависимости), сострадание (издевательство, унижение, травля), уважение к старшим (глумление), чистота СЛОВА (маты), нравственный закон (оправдание всех искажений, извращений, греховных деяний).
Все участники семинара согласились, что ценности формируют: школа, семья и в большей степени интернет.

Главный смысл того, о чем говорила лектор – это необходимость сеять «семя нового смысла» духовно-нравственных ценностей. Иногда требуется долгий промежуток времени, чтобы «семя нового смысла» улеглось в голове. «Я попала на курсы «Основы православной культуры»… и там богослов утверждал, что православный человек не станет праздновать Масленицу, даже погружаться в праздник. Более того, Масленица совпадает в церковным праздником Прощеное воскресенье, когда уже ничего не празднуется… Как я с ним спорила! Я получила «семя нового смысла»! Спорила, доказывала, потом спорила с кураторами мероприятия, потом стала спорить с группой, потом целый год мучилась. Прошло три года, я приняла эту мысль. Три года понадобилось!» Как пример «семени нового смысла» эксперт рассказала истории: «Аборты – это убийство детей. Нужно сохранять детей!», «Если девушку изнасиловали, она забеременела, то нужно сохранить ребенка». Это утверждение вызвали большие споры в аудитории.

После лекции началась интерактивная игра «Актуальны ли для молодежи духовные смыслы?». Были сформированы три команды по 8-10 человек. Игра проходила в несколько этапов. Сначала была разминка – были розданы карточки двух цветов, означающие согласие и несогласие с фразой-утверждением. Лектор зачитывала фразы, а команды голосовали. Пример фразы: «Переживают ли молодые люди за состояние собственной души?»

После этого нужно было командам определиться, что такое духовные смыслы? Какие литературные герои 19-20 века искали духовные смыслы? У нас три категории людей: те, кто искали эти смыслы; другие знали, но отошли от духовного пути; совершено про смыслы не знали. Каким героям легче жить? Почему бы студентам не сказать, живите как третья группа? Почему и зачем нужны духовные смыслы? А с кем вы хотели бы дружить?

Следующее задание было – выбрать слова, относящиеся к одной из категорий: духовность, нравственность, интеллигентность, воспитанность. У каждой группы своя категория. После этапов у участников пришло понимание разницы между нравственностью и духовностью, воспитанностью и интеллигентностью. Нравственность – это выбор между добром и злом, но категория эта временная, т.к. в разное время понятие добра и зла меняется.

Задание «Миссионер про духовные смыслы» предлагал описать три группы людей. Цель этого задания – понять, как сложно сеять семя в сердца разных людей.

После этого были ещё задания и бурные обсуждения. Всего интерактивная игра шла 3 часа.

Рекомендуем в следующий раз прийти на мероприятия Марины Картавой, получите много ценностей. Всю методику она отдает желающим для дальнейшего распространения.

Фото: Анна Дерен
Больше фотографий в альбоме https://vk.com/album-181455238_293197087

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *