Уроки «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» как «Разговор о важном»

15 мая в Северске Ресурсный центр образования организовал и провёл Круглый стол для учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики».

В Год Педагога и наставника было очень важно выстроить искренний разговор о наставничестве в такой тонкой сфере, как духовность и нравственность.

Сегодня нравственному воспитанию школьников наше государство и лично Президент РФ В.В. Путин уделяют всё большее внимание. И важно было на мероприятии честно поговорить о важном: а что изменилось в сознании не только учителей, но детей и родителей в связи с объявленной Духовной мобилизацией. Тем более, что этот курс, вводимый в 4 классе, сегодня пролонгируется в средней и старшей школе и называется «ОДНКНР».

Искренние рассказы педагогов, к сожалению, подтвердили, что проблемы с выбором модуля «Основы православной культуры», с учебниками, с обучением педагогов, а тем более с выявлением искренне заинтересованных в преподавании этого курса учителей, остаются. Более того, в некоторых школах появилась большая текучка кадров, когда курс ведут учителя начальной школы только в своём 4-ом классе, а на следующий год курс отдают другому учителю, работающему в новом четвёртом классе. Мало где задумываются о преемственности с курсом ОДНКНР («Основы духовно-нравственных культур народов России»). Те педагоги, кто искренне «болеют» душой за общее дело духовно-нравственного воспитания, ничего не могут сделать, потому что все решения, в большинстве случаев, принимает администрация школы. Конечно, если курс ведёт учитель начальной школы, искренне заинтересованный в правильном векторе развития ребёнка в соответствии с традиционными для Российского государства ценностями, он всегда может найти правильные слова на родительском собрании, когда законные представители детей определяются с выбором модуля. И родители услышат учителя, потому что в начальной школе ещё сильны влияние и авторитет первой учительницы. Вот такие проблемы были озвучены.

Как их решать, когда среди педагогов, присутствующих на круглом столе, были и такие, кто заявлял: «Я атеист». Всех в свою веру не обратишь. И даже Глобальные вызовы современности, свидетельствующие, что в окопах атеистов не бывает, не изменили сознание родителей и некоторых учителей.

А доказательство нужности модуля «Основы православной культуры» в курсе «ОРКСЭ» очевидно при прочтении детских работ, написанных на тему: «Что нового ты узнал на уроках?» Все дети отмечают свой нравственный рост и пишут о том, как стараются быть хорошими. Анализируют своё состояние души: как бороться со страстями (завистью, гордыней, обидами, пустословием и др.) и взращивать в себе добродетели (милосердие, сострадание, смирение и послушание). Одним словом, как в Бога богатеть. И как раз то, что в центре картины мира этого курса стоит Бог, пугает некоторых родителей. Почему? Потому что секулярный мир по-прежнему настроен на материальные ценности взамен духовным. Дело в том, что в семье и в школе детей ориентируют на успешность и личностный рост, убирая из картины мира Бога, и ставя в центр Личность. Удивляет, с какой гордостью эти дети заявляют, что они изучают модуль «Светская этика». А в итоге что мы слышим в их ответах на вопрос: «Что тебе дали наши уроки?»
– Ничего не дали. Я и так всё знал.

Во многих ответах звучали слова о хороших манерах, толерантности. Как видите, либеральные ценности и сюда проникли.

Что с этим делать мы искали в ответах наших священников, кто всегда рядом с нами, учителями ОРКСЭ.

Протоиерей Дионисий Степанов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери, в своём заключительном слове отметил:

«Насколько знания о нравственности, морали влияют на судьбу человека, покажу на истории жизни двух сирот из Северной Кореи. Оба они были воспитаны бабушкой, которая не могла дать многого. Но она была убеждена в том, что каждый человек должен иметь внутренний нравственный закон, имеющий длительную апробацию на людях. Все, кто следовали этому закону, достигали вершин в своей жизни. Бабушка выбрала для этого 10 заповедей Ветхого Завета и каждый день напоминала внукам об этих законах: «Почитай отца и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои; не убий; не укради; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» и так далее. И сейчас, много лет спустя, эти внуки с благодарностью вспоминают опыт, который заложила в них бабушка. Один из них стал министром обороны Северной Кореи, а другой – успешным бизнесменом. Эти заповеди не абстрактны, а осязаемы.

Недавно я говорил с директорами школ Томского района и объяснял, что как бы мы ни говорили о культурологической направленности предмета ОРКСЭ, но люди и сегодня далеки от истинных ценностей. И этот курс, включая модуль «Основы православной культуры», не всегда доступен семье. А в отрыве от системы ценностей, мы интерпретируем многое в свободной форме. Этот курс имеет педагогическое значение. И мы с вами несём ответственность не только за сегодняшний, но и за завтрашний день. Нам надо соработничать с вами в заботе о детях, а не выстраивать трудности непонимания. Православная культура – это школа духовного роста. Как можно бояться того, что ваш ребенок станет святым? Святые служат для того, чтобы помочь человеку вырасти. Православие – это религия о том, как стать святым. И бояться того, что твой ребенок будет праведником – это абсурд. В рамках приходской жизни мы проводим краткие курсы катехизации, потому что человек пришёл, чтобы над ним совершили Таинство Крещения, а не хочет, чтобы ему рассказали о Церкви, не понимает и отрицает её.

В свободном выборе модуля ещё труднее. Надо объяснять родителям, что дети получают прививку, пусть даже культурологическую. Но она прорастёт в любви по отношению к другому. Дай Бог, прорастёт!»

В Год Педагога и наставника протоиерей Димитрий Сергеев, настоятель Северского Храма прп.Серафима Саровского, сказал очень важные для нас, учителей, слова:

«Кирилло-Мефодиевские чтения собирают нас на разные мероприятия. Всё меняется: мир, политика… А духовный, внутренний мир человека не меняется.

Бог, как Поэт, красиво всё сотворил. Личность рождается тогда, когда ребёнок узнаёт улыбку матери. А духовная личность рождается тогда, когда человек видит улыбку Бога. Хорошо, когда есть в жизни такие проводники. Для многих детей вы являетесь такими проводниками. Есть работа, которая тебя опустошает. А есть такая, которая вдохновляет. Эта радость у вас тоже есть. Вы сеете доброе, вечное. Радость, что вы остаётесь».

То, что мы на правильном пути, подтвердили и слова митрополита Томского и Асиновского Ростислава на Пленарном заседании 16 мая.

Сославшись на авторитетное мнение Президента РФ В.В. Путина о том, что мы должны уйти от вульгарного понимания светскости, владыка Ростислав подчеркнул, что основная государственная политика по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей принадлежит Православию. Язык русский – народообразующий, объединяющий все нации. Православная религия создала наше единое государство, объединив разрозненные группы. Духовные и нравственные ценности всегда отстаивались Церковью. РПЦ всегда была на страже их. И нельзя жить по принципу «Моя хата с краю», когда речь идёт о духовно-нравственном сохранении нашего народа».

А я с горечью вспомнила, как совсем недавно на защите Православного проекта один из членов жюри, завуч школы, сказал мне: «Но ведь у нас Церковь отделена от государства». Надеюсь, все директора школ и завучи, а также родители – законные представители прочитают этот текст и определят истинный вектор духовно-нравственного развития наших детей!

С уважением, Куренкова Виктория Александровна, руководитель ГМО учителей «ОРКСЭ» г. Северска, автор проекта «Культурно-просветительский журнал «Воскресные чтения»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *