Во вторник, 24 мая в 14:00 в Томской областной научной универсальной библиотеке им. А.С.Пушкина ( г.Томск, К. Маркса, 14) прошла Межвузовская конференция по духовно- нравственному просвещению молодежи с участием 245 специалистов по социальной и воспитательной работе вузов и колледжей Томской области.
Пленарная часть открыл доклад Никифоровой Ольги Александровны, директора Центра социальной поддержки и воспитательной работы ТПУ. В первую очередь, она сказала, что проблемой воспитания занималась с начала 1992 года. Пережили многое в этом процессе это вызовы времени, отсутствие интереса со стороны федерального уровня, это прошли, но важно, что внутри образовательного учреждения… То, что происходит сегодня, очень большой интерес. Ольга Александровна обратила внимание, что процессом воспитания занимается каждый педагог:
— Каждый преподаватель, начиная со внешнего вида, от общения со студентами, плюс предметное воспитание, он воспитывает. Но у большинства, особенно у молодого поколения, нет осознания, что это воспитательная работа. Но как только оно придет, то процесс будет более эффективен. Самое важное сегодня – это работа с преподавателями, и включение их в процесс.
Вымятнина Евгения Борисовна, заведующая отделом Регионального центра развития профессиональных компетенций, поздравила присутствующих с завершением Дней славянской письменности и культуры. Она в своем докладе раскрыла тему перезагрузки в средне профессиональном образовании:
— С одной стороны, можно сказать, что воспитание было всегда. Да, был период времени, когда речь шла даже на уровне методических документов, что образовательное учреждение это только передача знаний, воспитанием пусть занимается семья или то окружение, которое молодой человек находит за стенами родного дома. В чем же эта перезагрузка? В первую очередь, начиная с 20 года, когда уже в основной федеральный закон об образовании были внесены изменения касающиеся вопросов воспитания, речь пошла о рабочей программе воспитания, которая на всех уровнях образования должна быть запущена, начиная с общего образования заканчивая ВУЗами… Если обратимся к закону об образованию, речь пошла о воспитании чувств и отношений: «Формирование у обучающегося чувства патриотизма, гражданственности, уважение к памяти защитников отечества, и подвигам героев отечества, закону и правопорядку, человеку труда, старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения, культурному наследию многонационального народа РФ, природе и окружающей среде». Если мы говорим о воспитании чувств, — это материя тонкая, речь идет о воспитании личности человека, это сложно проверяемая, сложно оцениваемая.
Евгения Борисовна отметила, что задача государства из иждивенца вырастить кормильца. 16-18% молодых людей из-за социальных или политических обстоятельств не учатся и не работают.
Васильев Алексей Владимирович, координатор по работе с ВУЗами Томской епархии РПЦ, директор центра занятости студентов и трудоустройства выпускников ТГУ, задал вопросы, касаемые образования:
— Насколько воспитание не производственный процесс? Ведь на него можно посмотреть как на процесс производства людей. В социальном смысле. Что вообще такое воспитание? Определений множество. Чтобы договориться, воспитание – это целенаправленная деятельность, воздействие на личность, формирование установок, норм, правил поведения в обществе. Воспитание это что-то благоприобретенное. Воспитанными не рождаются, воспитанными становятся. Помним все историю с Маугли… Воспитывать можно по-разному, в чем проблема? Сейчас в современном обществе вопрос сформулирован не очень понятно, как? Кого? Кто? Какими механизмами нужно воспитывать?
Данное мероприятие плавно перешло в дискуссию: «Новая концептуальность воспитания», посвящённая обсуждению стратегии воспитательной работы в вузах и колледжах Томской области.
Мероприятие проводилось при поддержке — Томская митрополия Русской Православной Церкви, МРОО Молодёжный социальный форум при финансовой поддержке Администрации Томской области, Фонда президентских грантов.
В рамках конфернеции среди её участников был проведен социологический опрос посвящённый выявлению места традиционных ценностей Российского государства в системе ценностей молодёжи Томской области.