Пленарное заседание в преддверии Дня Филолога…

24 мая  состоялось пленарное заседание Дней славянской письменности и культуры в Томской области. По итогу этого дня свой взгляд на прошедшее в преддверии Дня Филолога выразила учитель русского языка и литературы Куренкова Виктория Александровна.

Пишем мы Кириллицей, ручку держим так же, как крестное знамение накладываем… И это есть наш духовный код…

На уроках литературы я всегда говорю детям о том, что русская литература всегда была духовная. Учу я детей в физико-математическом лицее,  и поэтому самый главный аргумент для них  —  язык цифр.   И мы чертим прямую линию, которая является символом художественного времени. А на этой прямой оси размещаем путь развития русской литературы: до 988 года (даты Крещения Руси) у нас было Устное народное творчество, а затем с развитием письменности культурными центрами стали монастыри, где создавалось наше духовное наследие, писались жития святых, летописи… В 1703 году Пётр I основал Петербург и через «окно в Европу» в Россию проникли и классицизм, и сентиментализм. и романтизм, и реализм. Но даже влияние западно-европейской литературы не смогло  ослабить наш духовный иммунитет. Например, натурализм не прижился в русской литературе. И только с 1917 года с приходом к власти большевиков и появлением социалистического реализма литература стала другой, «партийной».  И дети в уме вычитают от 1917 года — 988 год и в итоге видят, что почти тысячелетие русской литературы, основанной на духовности и нравственности, было разрушено за 70 лет, как были разрушены храмы, запрещена книга книг Библия, попраны истинные ценности.  Впервые фразу о том, что «раньше русская литература показывала, как человек победил грех, а сейчас показывает, как грех победил человека», — я услышала от отца Силуана 10 лет тому назад, когда он был настоятелем Богородице-Алексиевского монастыря и мы начинали наши социальные проекты. И радость встречи на Пленарном заседании с  епископом Колпашевским и Стрежевским Силуаном была искренняя и большая. Я внимательно слушала, слышала и понимала каждое его слово.

Выступление Епископа Колпашевского и Стрижевского Силуана (Вьюрова) для меня было настоящим праздником. Вот как я осмыслила выступление о. Силуана:

— Уже было сказано о непростой обстановке, в которой течёт жизнь мира. Патриотизм как слово сегодня приобретает выхолощенное состояние, становится пустым звуком.

А.С. Пушкин писал:

«Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам»

Ключевое слово – любовь. Невозможно оценить Родину, не любя её. Для этого надо понять жизнь, иметь эту историческую память, жить этим наследием, надо понимать те ценности и смыслы, которые вдохновляли наших предков, могут вдохновлять и нас…

Александр Невский был избран международным голосованием «Именем России». И это знаменательно, так как это имя, этот человек созвучен нашей душе. Он свой, он выразитель наших ценностей. Был мудрым дипломатом, политиком. Нередко звучат голоса, которые низводят его деятельность до мелкого политика, который достигал местничковых целей и действовал в личных интересах. Но если бы это было так, то не дошла бы до нас его слава. «Солнце русской земли». Официальная канонизация предварялась неофициальной. Эта память преодолела разломы – вновь и вновь возвращаемся к  памяти о нём. Ответ на эту загадку не в том, что он был великим деятелем. Он был Святым. Это образ жизни, восприятие окружающего мира, на который он смотрел под углом святости, чувства народной духовности. Александру Невскому принадлежат слова «Не в силе Бога в правде».  «Сила в правде».  Это та правда, которая стала основой формирования нашего Отечества. Это следование тому завещанию, которое он оставил, есть стратегия национального развития. Эти принципы находят отражение в политике нашего государства.

Епископ Силуан пожелал всем успехов в изучении наследия, которое оставил нам Александр Невский.

Христос Вокресе!

Для меня, как филолога, учителя русского языка и литературы, были интересны и выступления наших гостей.

Лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин представил вниманию аудитории доклад на тему «Роль славянской письменности и культуры в истории становления России». Владимир Николаевич задался вопросом «Почему такое богатство, которое предки нам оставили, не используется?»

В.Н. Крупин уже приезжал в Томск на Кирилло-Мефодиевские чтения. 16 мая 2013 года в конференц-зале Научной библиотеки НИ ТГУ о литературе и её традициях разговаривал он со студентами и преподавателями Филологического факультета. Вёл встречу мой друг и в прошлом сокурсник профессор Филологичекого факультета НИ ТГУ В.А.Суханов. Филологам интересно было разговаривать о том, что сначала было Слово. Всё Словом создавалось и Словом держалось. Устное народное творчество было высоконравственно. Традиционный уклад русской национальной патриархальной жизни воспитывал людей и через пословицы – поговорки, и через песни и свадебные обряды. Песни помогали молодожёнам в чистоте соединиться. А сейчас что? Сошлись – разошлись.  Так и на Пленарном заседании XXXI Дней славянской письменности и культуры  в лучших традициях русской литературы В. Н. Крупин сделал анализ процессов, которые происходят в литературе сейчас.

Член Союза писателей России, главный редактор издательства «Даниловский Благовестник», драматург и сценарист Владимир  Юрьевич Малягин выступил на тему «Достоевский и церковь»

Малягин В. Ю. раскрыл в своём докладе тему «Достоевский и церковь».  Фёдор Михайлович Достоевский – любимый русский писатель как в России, так и за рубежом.  И заслуга его в том, что он показал общий грех русской интеллигенции, кто от церкви отвернулся.  И сегодня образы Достоевского актуальны. Например, Смердяков, четвёртый брат Карамазовых, но незаконнорожденный, был носителем идеи: «Очень жаль, что в 1812 году французы нас не победили. Умная нация победила бы глупую. Я всю Россию ненавижу…»

И в моей памяти пронеслось: «Разве не такие слова мы слышали от современных «смердяковых» накануне 75-летия Великой Победы в битве с фашизмом?»

«Такие «смердяковы» и сегодня разваливают любое общество, любое государство. А нам этого не хотелось бы», — продолжил в унисон моим мыслям В.Ю. Малягин.

На Пленарном заседании Дней славянской письменности и культуры Митрополит Томский и Асиновский Ростислав наградил юбилейной медалью чтений за многолетние труды в организации и проведении различных мероприятий социального партнёрства служителей Церкви, представителей образования и культуры. Почётным знаком отличия были награждены и гости чтений. Именно поэтому своё выступление В.Ю. Малягин начал с осмысления полученной награды, которая нашла героя: в начале 70-х годов он служил 2 года в Колпашево. И Томской земле он как защитник Отечества отдал свой долг.

Такая же рефлексия шла в душе каждого, кто получил столь высокую награду. Ведь столько в зале достойных людей, кто служением Церкви ежедневно подтверждает свою любовь к Христу, к Православной вере, к людям. Почему я получила эту награду? И ответ, видимо в том, что наши духовные наставники  — священники Томской Митрополии — всегда с большим вниманием относились к учителям, преподающим курс «Основы религиозных культур и светской этики». Для нас является  радостью, если родители выбирают для своих детей модуль «Основы православной культуры».  Вспомнились слова песни «Наша Вера правая – вера Православная».  Я думала о том, что десять лет назад Владыка уже наградил 10 педагогов Томской области поездкой и Иерусалим. И сегодня на уроках в 4 классах мне очень помогает тот жизненный опыт, который я получила, пройдя в реальности (пусть  и современной) те дороги, по которым ступала нога Иисуса Христа.  И дети верят мне. Верят, что вся жизнь Иисуса Христа – это правда. Так происходит потому, что знания эти передаются от души и искренней веры. А знания, переданные от интеллекта, не изменяют души ребёнка.

Теперь и на уроках литературы я уверенно говорю детям о том, что без Православной культуры они ничего не поймут  в русской литературе. Не поймут  А.С.Пушкина «Пророк»: «Духовной жаждою томим», потому что душа наша пуста и мрачна без Бога;  не поймут И.С. Шмелёва «Лето Господне»; не поймут,  почему в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников и Соня Мармеладова читают именно притчу из «Евангелия» О воскрешении Лазаря; не поймут рассказ А.П.Чехова «Студент»,  в котором  мы, люди слабые и грешные, также ежедневно отрекаемся от Христа, как трижды отрёкся от  Него Апостол Пётр.

Куренкова Виктория Александровна,

учитель русского языка и литературы МАОУ СФМЛ, руководитель ГМО учителей ОРКСЭ (МБУ «РЦО» ЗАТО Северск).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *