В рамках XXX Дней славянской письменности и культуры в ТГПУ прошло заседание дистанционной секции «Духовная и нравственная основа семейной жизни».
В ходе работы секции были вынесены на обсуждение актуальные, жизненно важные проблемы взаимодействия родителей и детей: как стать для своего ребенка значимым родителем, что такое родительская любовь, какие должны быть отношения в семье между супругами, роль отца и матери в семье, умение понимать друг друга, что значит «ответственное родительство»? Эти и другие вопросы, связанныес осознанным воспитанием детей в семье, обсуждали представители духовенства, психологи, педагоги и другие участники семинара.
В своем выступлении координатор секции Анастасия Николаевна Кошечко, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, сделала акцент на понятие «осознанное родительство». В воспитании важна личность родителя, его опыт, способность слышать и доверять, быть поддержкой своему ребенку, давать уверенность в себе и своем будущем. Кто учит этому родителей? Осознанное родительство начинается, прежде всего, с работы над самим собой. Чтобы осознанно воспитывать ребенка, необходимо по-новому посмотреть на его поведение и начать осознанно относиться к его потребностям, надо увидеть ребенка таким, какой он есть, осознать его внутреннюю суть. Родители во всем мире утверждают, что их главная задача – правильно воспитать ребенка. Но на самом деле родителям более важно самим стать более осознанными и развить свои личностные качества. Это путь к эффективному воспитанию детей.
Очень запомнились слова протоиерея Дионисия Мелентьева, настоятеля Воскресной церкви г.Томска о том, что осознанное родительство начинается с осознанного супружества, «счастье мужа в счастье жены, а счастье жены в счастье мужа». Если родители ответственно относятся к созданию семьи, укрепляют и развивают отношения между собой, между родными, то ребенок впитывает это, растет в атмосфере любви и взаимного уважения, в будущем он и сам будет стремиться к такой модели поведения. В заключение своего выступления отец Дионисий дал слушателям семинара информацию, где можно найти для себя полезный опыт священнослужителей и их семейной жизни.
Продолжил разговор на эту тему протоиерей Дионисий Пучнин, настоятель храма святых великомучеников Флора и Лавра деревни Зеледеево Мариинской епархии. Родителям прежде, чем воспитывать ребенка, надо воспитывать себя, быть светильником для своих детей: если пример дурной, то и плоды будут соответствующие, если в семье неверные цели, то и личность ребенка разрушается. В семье ребенок постигает азбуку общения, приобретает устойчивые привычки поведения,умение опираться на христианские устои добра и справедливости. Протоиерей Дионисий имеет опыт воспитания детей (у него пять дочерей), руководит Реабилитационным центром «Зеледеево». Священнослужитель в воспитании опирается на пять принципов «позитивного родительства».
1.Право отличаться от других и развивать свои индивидуальности. Родители должны быть разумными в своих ожиданиях: когда наши ожидания от ребенка завышены, мы оказываем на него давление; надо позволить ребенку развиваться естественным образом и ставить перед ним цели, соответствующие его возрасту.
2.Право на ошибку. Всем свойственно ошибаться, особенно детям, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, важно помочь ему понять, в чем он неправ; прощать его – и он будет стараться не повторять своих ошибок, а учиться на них.
- Право на негативные эмоции. Чаще всего родители эмоционально реагируют на плохое поведение ребенка. Более зрелой реакцией является разговор с ребенком. Нельзя быть слишком строгим и жестким с ребенком, важно устанавливать правила, но и предусмотреть условия, при которых они могут быть смягчены, учить справляться с негативными эмоциями.
- Право мечтать. Нельзя относиться к ребенку, как к своей собственности. Родители просто помогают ему расти и раскрывать свой потенциал. Необходимо помочь в этом ребенку и понять его потребности, которые с возрастом меняются.
- Право на протест, с пониманием, что папа и мама в семье — главные. Прежде, чем как-то реагировать на протест ребенка, надо сделать паузу и подумать, как бы мы сами поступили на его месте. Так можно понять его точку зрения и правильно отреагировать. Когда мы проявляем чуткость, ребенок начинает доверять нам и советоваться с нами, больше слушать, меньше говорить. Быть внимательным к тому, что нам хочет сказать ребенок, задавать ему вопросы, чтобы понять его точку зрения. Так ребенок поймет, что его слышат и ценят.
Швец Наталья Егоровна, психолог Православного реабилитационного центра «Зеледеево» Мариинской епархии, как многодетная мать поделилась с участниками семинара опытом воспитания детей в своей семье. В «Школе для родителей» она помогает понять, что значит «взрослое родительство», как важно, чтобы у самих взрослых была сформирована эмоционально-волевая сфера, умение владеть своими чувствами, знание своих слабых и сильных качеств. С детьми надо общаться честно и искренне.
В выступлении Шевченко Виктории Викторовны, учителя русского языка и литературы МАОУ «ООШ №27» г. Томска — взгляд педагога на взаимодействие родителей со своими детьми. Из своей педагогической практики она отмечает проблемы, которые мешают выстраивать диалог между взрослыми и детьми: родители мало общаются со своими детьми, не умеют с ними играть, требуют больше, чем ребенок может исполнить, дети не видят их в других ситуациях, у самих взрослых низкий уровень коммуникативных умений.
Участники семинара отметили актуальность темы и содержание выступлений, активно высказывали свои суждения о духовно-нравственной основе семейной жизни, значении ответственного родительства.
Для родителей нет ничего более ценного, чем их ребенок. Они для него самые важные и близкие люди. Оттого, какие условия родители создадут в семье, как воспитают своего ребенка, какое дадут образование, зависит будущее самого ребенка. Осознанное родительство меняет наши представления о воспитании ребенка. И это хорошо, ведь благодаря детям мы и сами становимся лучше.
Отзыв подготовили учителя «ОРКСЭ» МАОУ «СОШ №80» г. Северска Гезь Л.В., Карлова Г.И.