15 мая в МАОУ СОШ № 32 г. Томска в дистанционном формате проведена областная научно-практическая конференция с международным участием «Музейная педагогика как средство активизации познавательной и творческой активности детей в процессе духовно – нравственного воспитания».
Конференция организована при поддержке Департамента общего образования, ОГБУ «РЦРО», ТГПУ, НИ ТГУ в рамках реализуемого школой инновационного проекта РВЦИ.
В рамках пленарной части конференции в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/mediabrokkoli), на Youtube («Телестудия Брокколи-ТВ» https://www.youtube.com/channel/UCQkO76t_UihS- GVZPyKIg?view_as=subscriber) Тужиковой Т.А., к.пед.н., заместителем директора по НМР, доцентом ТГПУ, координатором проекта, представлен доклад и видеофильм по итогам участия в июле 2019 года в международной конференции на Соловках; видео-приветствия организаций – партнеров, руководителя проекта Фонда президентских грантов РФ, ДОО «Дорога» Рогаткина Д.В., завотделом Музея-заповедника «Сергиев Посад» Видной Е.В. (Москва), презентовавшей материалы по истории эвакуированных предприятий Сергиева Посада и тылового Томска в годы ВОВ. Она отметила значительный опыт Томска и Томской области в вопросах организации духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, музейной педагогики, реализации национального проекта «Образование» и его подпроектов.
В дистанционной конференции приняли участие 212 человек. Представительство образовательных и иных организаций составило 35, муниципалитетов – 6, регионов — 8, ближнего зарубежья – 1 (Беларусь – исследовательские работы, тезисы в рамках дискуссии, приветственные слова). Так в конференции приняли участие представители из школ № 4, 5, 16, 28, 36, 40, 50, 53, «Перспектива», гимназий № 55, 56, лицеев № 1, 51, школы-интерната № 22, ДОД ПК «Одиссей» Томского района, Кисловской СОШ, Нелюбинской СОШ, Моряковской СОШ, Зоркальцевской СОШ, Кривошеинской СОШ, Молчановской СОШ № 1, Александровской СОШ № 1 Томской области, ОГПУ (г. Оренбург), университета Санкт — Петербурга, Музея-заповедника «Сергиев Посад» (Московской области), школы № 29 г. Витебска (Беларусь), Бурятского государственного университета, ДОО «Дорога» г. Петрозаводска (Карелия), ТДС, ТГПУ, НИ ТГУ. Интерес к событию в социальной сети «ВКонтакте» и других выразили 42 человека из Крыма, Москвы, Кемерово, Томска, Северска, поддержав идею дистанционного проведения, одобрив представленные материалы.
Это свидетельство заинтересованности в образовательном событии, его практической значимости для профессионального сообщества, интерес к обобщению и тиражированию инновационного и педагогического опыта, в том числе по формированию коммуникативной культуры на основе музейной педагогики, организации проектной и поисковой деятельности, реализации ФГОС, Стратегии развития воспитания в РФ.
На базе школьного музея Боевой славы 19 Гвардейской дивизии была организована работа секций проектно-исследовательских работ (координатор — Полтанов А.Г., руководитель музея, Тужикова Т.А., заместитель директора по НМР, представитель оргкомитета конференции):
— «Путешествие по малой родине, стране и миру» обучающихся 1-4 классов, выполненных по итогам образовательных путешествий, посещения музеев, монастырей Томской области и России, 10 работ на основе краеведческого материала, семейных архивов;
— «История моей семьи: семейные ценности, традиции, родословные», где после отборочного этапа представлено 7 лучших работ учащихся 5-7 классов Томска, Томской области;
— «История моей семьи: семейные ценности, традиции, родословные», где после отборочного этапа представлено 6 лучших работ учащихся 8-11 классов Томска, Томской области;
— «Мир музея: духовность, историческая память и культура», на которой после отборочного этапа представлено 8 лучших работ учащихся 7-11 классов Томска, Томской области и Витебска;
— «Томск в годы войны: эвакуированные предприятия, производство тылового города, события и лица», где после отборочного этапа представлено 7 лучших работ обучающихся 5-11 классов.
Организована работа проектно-творческой площадки «Сохранение исторической памяти: радуга школьного эфира» для обучающихся (руководители проекта: Швадленко М.К., педагог-психолог МАОУ СОШ № 32 г. Томска, магистр НИ ТГУ; научно-методическое консультирование — Тужикова Т.А., к.пед.н., зам..директора по НМР МАОУ СОШ № 32 г. Томска, доцент ТГПУ), где обучающимися 4-11 классов представлено 15 медиапродуктов духовно-нравственной и патриотической тематики (видеороликов, интервью, репортажей) с использованием краеведческих и архивных материалов.
Также более чем для 50 человек организована дискуссионно-стажировочная площадка «Школа имени как средство сохранения исторической памяти у детей и молодежи». В ее рамках состоялась презентация сборника «Школа имени…» из серии «инновационные практики» для педагогических и руководящих работников, представителей РВЦИ, ЦГО, Центров медиаобразования, студентов вузов НИ ТГУ, ТГПУ, ТДС. Формат сборника — диалог по актуальным вопросам развития образования на основе лучших традиций отечественной педагоги, сохранения духовного, историко-культурного наследия поколений, семейных традиций, развитию метапредметных и личностных компетенций школьников на основе музейной педагогики, краеведения региона, о возможностях музея ТДС в работе с молодежью и детьми.
Представлены инновационные педагогические практики реализации музейной педагогики и краеведения. Среди них:
- Музей ТДС как ресурс духовно-нравственного образования священнослужителей и формирования духовных ценностей у молодежи. Постников Николай Алексеевич, студент ТДС; научный руководитель — Тужикова Татьяна Александровна, канд.пед. наук, заместитель директора по НМР МАОУ СОШ № 32 г. Томска, доцент кафедры социальной педагогики ИПиП ТГПУ, преподаватель ТДС.
- Современное информационно-образовательное пространство в формировании духовности, гражданственности у детей и молодежи: опыт включения краеведения при изучении творчества Н.Клюева. Тужикова Татьяна Александровна, канд.пед. наук, заместитель директора по НМР МАОУ СОШ № 32 г. Томска, доцент кафедры социальной педагогики ФПСО ТГПУ.
- Диалог смыслов в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»: из опыта учителя литературы. Рипп Нина Алексеевна, Солодова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
- Ресурсы методического объединения в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания. Мокина Елена Васильевна, учитель истории и обществознания, руководитель МО учителей истории МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
- Использование ресурсов краеведения и музейной педагогики в процессе подготовки лэпбука и мини-музея. Морозовская Надежда Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
- Использование ресурсов музейной педагогики и краеведения во внеурочной деятельности: проектная задача. Завьялова Наталья Александровна, Ситник Анна Андреевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
- Формирование гражданственности и духовности средствами краеведения во внеурочной деятельности: метапредметный подход. Афанасьева Алла Геннадьевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
- Использование кейс-технологии и краеведения во внеурочной деятельности при реализации программы Центра гражданского образования «Успех». Томилина Елена Николаевна, руководитель Центра гражданского образования «Успех» МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
- Менторство и сетевые форматы наставничества в области музейной педагогики и краеведения. Филатова Ольга Робертовна, сетевой наставник, Кузнецова Марина Ивановна, учителя английского языка МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
Данному событию предшествовал семинар-стажировка для 40 педагогических и руководящих работников, руководителей музеев Томска и Томской области, проведенный в марте 2020 года на базе МБОУ «Кривошеинская СОШ» с участием завотделом Музея-заповедника «Сергиев Посад» Видной Е.В. (Москва), музея «Братина» (Кривошеино), Краеведческого музея Кривошеинского района, Полтанова А.Г., руководителя школьного музея Боевой славы 19 Гвардейской дивизии МАОУ СОШ № 32 г. Томска, Грибенниковой Г.Н., руководителя музея Мирной игрушки Томского района и координатора проекта Тужиковой Т.А. Проведены презентационные площадки, мастер-классы, круглый стол.
Всеми участниками в отзывах отмечен высокий уровень организации проведения конференции, активность ее участников, значимость представленного материала и форм проведения.
По итогам работы школьникам и педагогам вручены Почетные грамоты Томской митрополии, Департамента по культуре Томской области, дипломы и сертификаты Департамента общего образования Томской области.