Студентам бывает непросто принять при этом логику осмысления именно христианских ценностей, задаваемую рамками календарного праздника. Они переживают немало сомнений, перебирают множество вариантов. Но наступает день и надо идти в класс! И все понимают, что ставший привычным для педагогов подход к воспитательной работе, который предлагал словесную форму трансляции ценностей, а именно поучительную беседу в сочетании с отдельными мероприятиями, стал малоэффективным. Для того, чтобы воспитательная работа способствовала формированию у подростков духовно-нравственных ценностей, необходимо их реально заинтересовать. Только тогда положительное внутреннее отношение к происходящему простимулирует собственное стремление молодёжи к личностному развитию.
Остается открытым вопрос: кому полезнее эти беседы? Школьникам, только формирующим свои векторы ценностного самоопределения в современном мире? Или самим студентам, осуществляющим самостоятельную компетентностную пробу на новом и сложном материале?
Мы открываем серию публикаций заметок некоторых студентов, уже осуществивших планы своих духовно-нравственных бесед.
Юнкоры пробуют перо: автор этого текста – участник областного конкурса по журналистике, проходящего в рамках XXIX духовно-исторических чтений памяти первоучителей словенских Кирилла и Мефодия.
Работа студентки Национального исследовательского Томского государственного университета Ангелины П.
На мой взгляд, тема милосердия и дружбы актуальны в современном мире. Они не просто актуальны, но еще и взаимосвязаны и вытекают друг из друга. Спросите сами себя, сколько у вас друзей? А когда вам очень плохо, есть такие, кто точно будут рядом? Как думаете, что нужно делать, каким человеком быть, чтобы иметь надежных друзей и репутацию неравнодушного человека? Именно такие вопросы я и задала детям 7 «Д» класса.
Навыки, которые я приобрела, проводя данную беседу: конечно, в самую первую очередь, коммуникативные. Это действительно очень сильно помогло избавиться от некоторых барьеров, которые до сих пор были в моей голове. Да, я волновалась, да, иногда у меня были перебивки в речи (но это в силу отсутствия опыта в данном формате общения с детьми), зато какой колоссальный опыт я получила! Ведь мы растём только тогда, когда реально заставляем себя выйти из зоны комфорта. Я думаю, мое небольшое волнение и сыграло решающую роль в налаживании контакта с детьми. Они почувствовали, что я «своя» среди них, расслабились и сразу пошли на контакт со мной. Были открыты, не стеснялись говорить личные вещи, отвечали на мои вопросы, смеялись и не боялись показать свои эмоции.
Что больше всего меня затронуло: я помогла им раскрыть проблему класса, понять, что мешает им быть дружными, дала им совет, что с этим делать и как бороться и получила взамен благодарности и отзыв не только в их словах, но и в их взгляде. Они действительно поняли взаимосвязь дружбы и добра и захотели попробовать воплотить концепцию среди своего класса, которую я предложила им: «Заплати другому» (один делает добро трем людям, а те трое, в свою очередь, тоже делают добро другим трем и так далее).
Спасибо за возможность познакомиться, пусть и с маленькими, но все-таки удивительными людьми.