Юнкоры пробуют перо: автор этого текста – участник областного конкурса по журналистике, проходящего в рамках XXIX духовно-исторических чтений памяти первоучителей словенских Кирилла и Мефодия.
Работа студентки Национального исследовательского Томского государственного университета Дарьи Л.
Я подготовила несколько вариантов развития темы в ходе беседы. Дело в том, что 24-я гимназия – традиционно языковая: дети с первого класса учат иностранный язык (английский). Зная эту специфику и лингвистическую подготовленность, я решила обсудить историю языка, как способа фиксации традиций в национальной культуре. Таким образом, от обсуждения традиций и культуры, мы перешли к письменности и истории жизни Святых Кирилла и Мефодия.
Ученики своими вопросами дали понять, что их интересует именно эта тема. На распечатках я приготовила вариант кириллицы, и дети с удовольствием попробовали прочесть названия букв. Сопоставляли их с современной азбукой, задавали вопросы о трансформации и исчезновении из алфавита некоторых букв.
Итог: в ходе урока ученики пятого класса проявляли большой интерес к истории создания славянской письменности, в отзывах отмечали, что занятие им понравилось, было познавательно и нескучно. Единственный, пожалуй, минус, что это был конец рабочего дня, для пятиклассников довольно сложно сохранять длительную концентрацию к пятому уроку, тем более на классном часу, но вовлечение их в работу, вопросы и активное обсуждение меня выручали.
Важно «чувствовать» класс, когда и что сказать, внимательно наблюдать за реакцией детей. Среди учеников есть явные лидеры, которые с радостью помогали мне с раздаточным материалом и сбором отзывов.