Насущные проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников

В Северске существует традиция: на следующий день после Планарного заседания Дней славянской письменности и культуры в МБУ «Ресурсный центр образования» учителя ОРКСЭ проводят круглый стол, чтобы обсудить насущные проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников

 

 

 


Так произошло и в этом году.
15 мая 2019 года на Круглый стол были приглашены гости: Тужикова Т.А., к.пед.н., доцент кафедры социальной педагогики ФПСО ТГПУ и Видная Е.В., специалист из Сергиево-Посадского музея-заповедника
Ведущая секции Куренкова В.А. определила цель педагогической мастерской как мотивационную: приобщить учителей ОРКСЭ к более активному участию в конкурсе «За нравственный подвиг учителя»; и как методологическую: оказать помощь педагогам в обобщении опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников как в рамках курса «ОРКСЭ», так и во внеурочной деятельности. Именно поэтому Педагогическую мастерскую провели педагоги — многократные победители Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
С приветственным словом к участникам события обратился куратор секции протоиерей Димитрий Сергеев. Настоятель Северского храма Преподобного Серафима Саровского рассказал о формировании нашего духовного кода, созданного братьями Кириллом и Мефодием. На педагогов произвело большое впечатление, что при письменном использовании нашей азбуки, именуемой кириллицей, мы держим ручку так же, как при нанесении крестного знамения.
В выступлении Т.А.Тужиковой были высказаны мысли о главном:
«Любовь к Родине должна быть осмыслена как творческий акт духовного самоопределения, ибо только в этом виде она достигает истинной высоты и зрелости…» И.А. Ильин
Использование ресурсов музейной педагогики был представлено
в контексте задач государственной политики и Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года.
Учителя задумывались над вопросами: «Что такое музейная педагогика?» и «Какова её роль в образовательном процессе школы». И находили ответы в выступлении Татьяны Александровны Тужиковой:
«Музей — это надежда века… Для музея нет ничего безнадежного, «отпетого», то есть такого, что воскресить и оживить невозможно. Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь».
Северские учителя имеют большой опыт участия в проекте «Музей ТДС как среда духовно-нравственного воспитания и формирования коммуникативной культуры» как слушатели. И именно поэтому рассказ Т.А. Тужиковой напомнил о тех временах, когда наши социальные партнёры градообразующего предприятия СХК в течение 9 лет выделяли автобусы для проведения данных экскурсий.
Перед глазами педагогов предстали те незабываемые экскурсии. А докладчик сумела систематизировать и обобщить эти знания:
« Церковно – археологический музей
(кабинет) при ТДС– это не только экспонаты, но и среда около музея:

 Богоявленский храм,
 2 корпуса Томской Православной духовной семинарии,
 восстановленная Иверская часовня,
 площадь перед Храмом (бывший Толкучий рынок с купеческими рядами, взорванный при реконструкции площади и строительстве Драматического тетра).
Основные разделы:

 церковное облачение,
 нумизматика (коллекция Евангельских монет),
 старопечатные книги (житие, церковные и богослужебные книги),
 богослужебная утварь (предметы для совершения богослужения, такие как Напрестольные кресты, Евангелие и др.),
 история Томской Епархии (фото и архивные материалы об известных священниках и миссионерах),
 иконография.

В проведении музейного занятия участвуют:
педагог, музейные работники (хранители фондов, экскурсоводы и другие категории высококвалифицированных специалистов).
Функция педагога на таком занятии определяется не только как организатора, сколько модератора и тьютора, умеющего выстраивать коммуникации «педагог — музейный работник – ребенок – экспонат».

Педагог выполняет следующую работу:
определяет цели и задачи такого занятия,
подбирает совместно с музейными работниками необходимый материал,
вычленяет главные и второстепенные эпизоды занятия (мероприятия),
• моделирует музейное занятие в соответствии с поставленными целями и задачами,
• соединяет воедино свою деятельность на занятии и музейного работника (по уровню подачи материала, его дозировке, месту применения и т.д.),
• даёт установку учащимся на восприятие материала,
• участвует в организованном диалоге.

Большой интерес вызвал доклад нашей гостьи Видной Елены Викторовны, заведующей отделом Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Инновационные формы и методы работы со школьниками и педагогами по формированию духовности и гражданственности: из практики учителей курса «Духовное краеведение Подмосковья» и краеведческой экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника
Е.В.Видная рассказывала о работе на уроке, об экскурсиях в Сергиево-Посадский музей-заповедник, представляла Экспонаты выставки: «Преподобный Сергий – помощник всему государству и государям российским»; Евстафий Головкин Икона «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому 1588 г.
Рассказывала об экскурсии в село Никульское, где в Музейную программу входят такие интер-активные выставки и мероприятия, как «В гриднице у воеводы», «Игра на смекалку и находчивость», «Угощение сбитнем», «Знакомство с оружием русского воина XIV века», «Тренировочный поединок гостей», «Владение оружием», Игра «Стрельба из лука или луком», «Какой он средневековый воин», «Фотография на память».
Экскурсия по городу Коломне через презентацию Е.В.Видной провела слушателей «По следам преподобного Сергия Радонежского и Дмитрия Донского на Коломенской земле», познакомила с памятником Дмитрию Донскому в Коломне. На барельефе памятника изображен преп. Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Учителя как бы побывали в Богоявленском Старо-Голутвин мужском монастыре, основанном в 1384 г. преп. Сергием Радонежским. И на
Выставке «Война и мы» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Наш Круглый стол как будто перенёсся на Заседание районного методического объединения учителей духовной культуры Подмосковья.

Большой подарок для Томской области сделала Елена Викторовна и своей работой «Эвакуация заводов Загорска (на примере ЗОМЗа)», который в годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Томск и располагался в главном корпусе НИ ТГУ.
Городские власти Томска оказывали всевозможную помощь при пуске завода. 14 ноября 1941 года Горком Томска принял решение об освобождении площадок под завод № 355. Среди них, прежде всего: Главный корпус Томского университета (в 1941 году там располагался Электроламповый завод) и гигиенический корпус Медицинского института.

Также в педагогической мастерской приняли участие учителя Л.А.Салина, преподаватель модуля «ОПК», и Т.А.Прилуцкая, учитель начальных классов, МБОУ «Тогурская средняя общеобразовательная школа» Колпашевского района.
В своей статье они обобщили опыт, признанный в рамках Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Их работа «Организация взаимодействия различных социальных институтов по формированию интереса школьников к сохранению и укреплению православных традиций в условиях общеобразовательной школы» легла в основу Домашнего задания учителям ОРКСЭ: представить свой опыт работы по реализации курса ОРКСЭ в виде презентации.
По результатам педагогической мастерской и раздумий о методах воспитания подрастающего поколения в парадигме духовности и нравственности учителями ОРКСЭ было высказано желание более глубоко заняться православным краеведением, ведь на территории именно нашего города Северска когда-то находился Богородице-Алексиевский монастырь.
В заключение священник Димитрий Сергеев наградил учителей ОРКСЭ за их подвижнический труд.
Присутствующие на Педагогической мастерской директор МАУ «РЦО» Кашпур Виктор Андреевич и методисты МАУ «РЦО» были награждены «Благодарственными письмами».

В.А.Куренкова, руководитель ГМО учителей ОРКСЭ (МАУ «РЦО»)

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *