20 мая в Томской Гимназии № 13 прошли работа секции в рамках Юбилейных Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Клуб любителей художественного слова «Открытая книга» избрал тему «Образ России в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». На заседании присутствовали непосредственно ученики 11 класса Томской Гимназии № 13, а также ученики 10 класса школы №2, Северские корреспонденты 8 класса от школы № 88 и сопровождавшие их педагоги. Таким образом, сформировались 3 группы: ученики 10 класса, ученики 11 класса и учителя. Почётным гостем сего мероприятия был Священник Дионисий Землянов, который поначалу произнёс краткую речь о Кирилле и Мефодии и о необходимости подобных заседаний. Отец Дионисий довольно деликатно, на мой взгляд, разделил общество на две группы: элита и «ненаполненные духовностью люди», под элитой подразумевая читающих, мыслящих и духовно наполненных личностей, а под «пустыми» — соответственно, необразованных, предпочитающих книгам другие низкопробные занятия. Тут я вынуждена не согласиться. Неужели ребенок должен всю жизнь провести среди учебников? Физически развиваться, общаться, удовлетворять свои социальные потребности не нужно? Также следует понимать, что немногие люди биологически предрасположены к чтению. Есть такие проблемы, как недостаток в развитии зрительной памяти, дислексия. При всем желании человек с подобной проблемой не сможет усвоить информацию, что предложена в книге. Я считаю, что духовная развитость, хоть зачитайся, берётся не только из книг и окружающего мира, но также и из самой души.
После вступительной речи Отца Дионисия заседание двинулось далее по программе. Для начала участники попытались растолковать название рассказа Бунина «Чистый понедельник», для чего им было предложено разложить в хронологическом порядке названия дней Федоровой недели + Масленица. Затем были обсуждены личности героев. Интересным фактом является то, что в рассказе нет имен. Своих героев Бунин называет Он и Она, что явно указывает на его желание обратить внимание читателя не на телесную оболочку, а на духовный мир персонажей. Ведь перед Богом все равны и не важны ему наши имена, титулы и родословные. Вскоре группам было дано задание — найти цитаты, характеризующие Его и Её. В итоге выяснилось, что Она, тихая, задумчивая, с тягой к искусству, полная противоположность Ему, жизнерадостному, пылкому и страстному. Он не понимал её вкусов, но пытался приблизиться к ним, тщетно желая привлечь её к себе. И, вероятно, поэтому счастье ускользало от них.
Оставшееся время участники клуба «Открытая книга» пытались разгадать этот
таинственный образ Её, который так и не смог понять Он. Были рассмотрены как крупные, очевидные детали, так и мельчайшие подробности, например, вид из окна съёмной квартиры, босой Толстой и прочее. В итоге Её образ соотнесли с образом России, как женщины, а Его образ отнесли к образу Европы. Что достаточно самовлюблённо, на мой взгляд. Слишком уж прозрачно показали духовное превосходство России над Европой. Следует помнить, что религия христианства пришла к нам именно оттуда, с Запада. Не сочтите меня резонёром, однако я считаю, что культура в Европе, а также церковная просвещённость развита не хуже, чем в России. Да, конечно, и там, и здесь есть возможность особого возрождения христианства на фоне активизации ислама. Мы должны много работать над собой, чтобы называться истинными христианами.
Катя Вышебаба, 8А класс
Литературное кафе «БЛИК»
МБОУ «СОШ№88»
Для журнала «Воскресные чтения»