И вот мы собрались в концертном зале Пушкинской библиотеки, озаренном светом 40 ярких ламп, чтобы послушать концерт почётного гостя города, руководителя ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андрея Котова (г.Москва), а также вдохновиться выступлениями арт-проекта «Васильев вечер» и молодёжной студии русской культуры «Улица» (г.Томск).
Свет погас. Шёпот и шорох стихли. Алексей Котов открыл представление, исполнив песню под звуки колёсной лиры. Весь концерт состоял из историй, связанных с верой и религией, а также художественными вставками с русскими народными песнями и плясками. Звуки флейты, гармони, балалайки наполняли это помещение. Каждый сидящий в зале чувствовал в этих звуках, в этих песнях, плясках и частушках что-то своё родное, единящее нас, здесь присутствующих.
Чтец повествовал нам о вере. О том, что вера в единство даёт нам всё самое хорошее и все личности, которыми люди и поныне восхищаются, которые принесли пользу миру, были верующими. Атеизм же несёт в себе всё самое зловещее, иначе говоря, губит, рушит народ.
В большинстве историй говорилось о священнослужителях:
«Сам отец Иоанн никогда не называл себя старцем. А когда ему что-то подобное говорили, только в ужасе всплескивал руками: «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички». Он и до конца жизни, по глубочайшему своему смирению, был в этом искренне уверен. Впрочем, равно как и многие, знавшие отца Иоанна, были убеждены, что в его лице Господь послал им истинного старца, знающего волю Божию».
Каждая история содержала в себе какую-либо мораль:
«Поп на «мерседесе» разбился! Поп на «мерседесе» разбился! — кричали мальчишки, пробегая под окнами дома отца Рафаила.
Мы сидели в его комнате и знали, что это — правда.
Многому учит таинство смерти. Многому учат и те обстоятельства, при которых это таинство совершилось. Смерть отца Рафаила тоже немалому научила нас».
Некоторые истории и вовсе ошеломляли зрителей и возможно немного заставляли усмехнуться случавшимся чудесам:
«Умер!» – пронеслось у нас в головах.
Мы выждали немного и, затаив дыхание, осторожно приблизились к нему. Отец Нафанаил лежал на снегу и спал. Просто спал. Так ровно дышал и даже посапывал. Под головой у него был мешок, который он обнимал обеими руками.
Мы решили ни за что не уходить, пока не увидим, что будет дальше, и, спрятавшись от света фонаря в тени водосвятной часовни, стали ждать. Через час мы, вконец закоченевшие, увидели, как отец Нафанаил внезапно бодро поднялся с клумбы, стряхнул запорошивший его снежок и, перекинув мешок за спину, как ни в чем ни бывало направился своей дорогой».
А также повествовалось и о том, какие беды и чудеса случались в военное время:
«Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, те остались живы».
Или же о народных «справедливостях»:
«На что милиционер, окинув его холодным взглядом, сдержанно проговорил:
– Ну, во-первых, наказываем не мы, а закон. А милуете не вы, а Господь Бог!»
И даже серьёзные притчи о наших братьях меньших:
«Бог, взирая на искреннее сердце этого крестьянина, каждую ночь посылал к пальме лисичку, чтобы утешить его и принять его жертву».
А может быть и немного смешные:
«И тут до меня дошло, – завершил свою историю Николай, – что отец Глеб, который был слегка туговат на ухо, десять минут смиренно выслушивал мой бред про копта, который зачем-то живёт у нас в квартире и гадит в нашу кровать, которого я зверски избил, а он залез под стул, сидел там и плакал… И тогда я понял, что самые прекрасные и непостижимые, самые терпеливые и великие люди на свете – это наши священники».
Каждый из упомянутых на концерте текстов были действительно тем, что очень важно народу, о чём важно помнить всегда, чтобы сохранять себя как человека, чтобы быть единым с собой, с народом, с природой. Они рассказывали о любви, войне, жизни, вере. Я специально сделала эти текстовые вставки, чтобы каждый мог найти, прочесть и почувствовать. Большинство текстов опубликовано на сайте pravoslavie.ru.
Выступление окончилось завершающим словом участника Васильевого Вечера, поздравлением с наступающими православными праздниками и коллективным исполнением народной песни вместе со всеми гостями сегодняшнего мероприятия.
Автор Анастасия Чертоляс, юнкор журнала «Воскресные чтения»