Культура и религия Запада. Религиозные традиции Европы: от истоков до наших дней

 

 

Совсем недавно, буквально на днях, мы с подругами просматривали буклет со списком мероприятий Томской области, которые были посвящены 1000-летию со дня памяти князя Владимира. Немного пробежавшись глазами, мы сразу отметили день, когда должна была проходить лекция О.Н.Четвериковой. Согласитесь, но, наверное, каждому захотелось бы поподробнее узнать о культуре и религии Запада, не так ли? Звучит очень интригующе. Вот и мы не стали стоять в стороне, а решили во чтобы то ни стало съездить в Томскую Духовную семинарию и услышать всё самим.
Через несколько дней мы отправились в путь. Поначалу, скажу честно, мы немного заплутали, потому что никогда раньше не были в Томской Духовной семинарии. Время пролетало у нас на глазах, и до начала лекции оставалось всего ничего, так что мы  после тщетных поисков все-таки решили спросить дорогу. Выбор наш пал на молодую девушку, которая вышла из ближайшего здания и стояла возле него с телефоном в руках. Любезно попросив её нам помочь, мы молча наблюдали за тем, как она ищет в навигаторе дорогу. Позже эта незнакомка и одна из моих подруг, что стояла за моей спиной, чуть ли не в голос сказали, что мы стоим возле этого самого здания! Мы же, сделав пару фотографий, поспешили внутрь.

– А где же, собственно, будет начало мероприятия, на которое мы приехали?

Не буду долго расписывать наши поиски, а скажу лишь в нескольких словах. Моя подруга решила пойти исследовать дверь, которая была во дворике. Это было правильным решением. Мы нашли нужную нам аудиторию. Войдя внутрь, мы увидели нескольких людей. Сидели женщины в платках на голове, что, кстати, является очень важным моментом, потому что когда-то Апостол Павел говорил, что жена должна на голове иметь символ, который обозначает власть над ней. Отсюда зародилась традиция — покрывать голову при входе в церковь, потому что согласно Апостолу, если женщина молится и при этом её голова открыта, это является постыдным. Также, помимо лиц женского пола, мы, конечно, увидели ещё и мужчин. Были тут и юноши из Воскресной школы, и фотограф, и священники… Помещение было большим, но народу, к сожалению, было только до половины аудитории. Заняв места, мы почему-то сразу подумали, что, вот, сейчас всё начнется, но мы ошибались.

Четверикова О.Н. приехала из Москвы, а потому нам пришлось ждать её довольно-таки долго. Мы поняли, что она уже близко, когда все батюшки вдруг всполошились, встали и начали переговариваться.  В дверях появилась и наша гостья, худенькая женщина, с приятными чертами лица и каштановыми  волосами, робко зашла в аудиторию. Все её движения и мимика давали нам понять, что она волнуется, но рада оказаться здесь и сейчас, и ей бы хотелось поделиться своей радостью с другими. Её проводили за кафедру, и пока она готовилась к выступлению, один из батюшек вышел вперед и объявил всем: кем является наша гостья и с какой целью приехала к нам. Долго ему объяснять не пришлось, потому что Ольга Николаевна заговорила сама. Помню, как она села на стул, который стоял прямо за кафедрой, и таким весёлым голосом сказала: «Ой, меня видно? А то я утонула в этом кресле». Когда же она устроилась и посмотрела на зрителей, то поняла, что лучше ей не медлить, а начать прямо сейчас. Все очень хотели услышать про культуру и религию Запада, а также про религиозные традиции Европы.
Лекция была большой, скажу честно. Я не смогу передать вам всего того, что мне пришлось там услышать. Я запомнила лишь отдельные моменты. Например, что исповедь — самое сильное средство воздействия, поэтому завладеть местом духовника было главным в стратегии  иезуитов, а другие священники и монахи отсюда вытеснялись. Новшеством иезуитов стало введение так называемой «щадящей» исповеди, которая стала ответом на протестантскую отмену таинства покаяния, которая вообще освободила последователей Лютера и Кальвина от необходимости исповедоваться. Для привлечения и установления контроля  за совестью кающегося человека  они проявляли крайнюю снисходительность к грехам, тем самым приобретя славу покладистых духовников. Также  весьма занимательно слушать о теории правдоподобия или пробабилизма. Если вам станет интересно узнать, «что же это такое?», то советую вам прочесть книгу Ольги Николаевны. Могу поспорить, что после прочтения у вас не останется никаких вопросов. В целом, лекция мне понравилась, потому что всегда приятно открывать для себя что-то новое, а на этой лекции, уж поверьте, нового было предостаточно.

Много слов было сказано о Папе Римском и его роли в современном духовном обществе, широко рассмотрены основные религии Запада — иудаизм, христианство, ислам. Несмотря на наличие различных религий на Западе, христианство занимает ведущую позицию и негласно «топит» иные религии. В отличие от Востока, Запад движется в своем развитии рывками, он имеет характер более агрессивный, цепной, нежели Восток. Агрессивность проявляется и в философии — доминирует идея бытия, стремление точно выразить свою мысль, мудрый человек непременно умеет убеждать; в религии — главенствует христианство, есть лишь один истинный Бог и одна истинная религия; в науке — становой жилой будет эксперимент, математическая манера; в социуме — опора на экономику, быстротечность, потребительское отношение к природе, человек настроен враждебно к природе. В культуре Запада эрудиция берет верх над душевностью, ум берет верх над сердцем. Отчетливо видна прыткость Запада в сфере искусства – это целая гамма стилей, образов, идей. Живопись и музыка, литература и зодчество развиваются во всевозможных направлениях, стрелой пронзают, очаровывают общество. Запад всегда ищет новые пути решения задач, в том числе и в технологической области. Однако, как раньше оговаривалось, западный человек с природой на «ты» и его, по закону бумеранга, накроет медным тазом. Доказательство тому —  глобальные кризисы и главный кризис – человеческой идентичности.

Виктория Ларина, 8А класс

Литературное кафе «БЛИК»

МБОУ «СОШ№88»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *