23 мая 2014 г. в рамках XXIV Дней славянской письменности и культуры состоялся круглый стол, посвященный служению сестер милосердия в современном обществе. Гости из г. Новокузнецка и п. Шерегеша руководитель Душепопечительского православного центра «Омофор» при храме преподобного Серафима Вырицкого протоиерей Алексий Шульгин и иерей Виталий Казин поделились методикой и опытом сестринского служения созависимым и зависимым людям.
В секции приняли участие сестры милосердия прихода Знаменской церкви и Патронажной службы, социальные работники храмов г.Томска и Северска, профессор ТГУ Татьяна Анатольевна Костюкова. Курировал секцию председатель Отдела по социальному служению и благотворительности Томской епархии протоиерей Николай Абрамов.
Круглый стол был посвящен служению сестричества, в его, если так можно выразиться, неклассическом варианте. Гость секции священник Алексий Шульгин подробно рассказал, как сестринское служение осуществляется в Душепопечительском центре «Омофор» при храме преподобного Серафима Вырицкого в г. Новокузнецке:
«Посещение больниц, престарелых, патронажная служба — у нас это тоже есть, но основное направление, которое мы выбрали — это работа с созависимыми. Необычное направление, я не встречал, чтобы в России сестричества брали на себя такую миссию. К сожалению, не встречал».
Марфо-Мариинский путь
Душепопечительский православный центр «Омофор» существует уже 15 лет. За эти годы центр накопил богатый практический опыт, а также сильную теоретическую базу, которая позволяет работать в этом направлении достаточно плодотворно. В основе деятельности лежит понимание Марфо-Мариинского пути, который отражает евангельских персонажей: Марфу, которая служит Богу своими делами, и Марию, служащую молитвой.
«Это не две противоположности. Великая княгиня Елизавета, основательница Марфо-Мариинской обители, утверждала, что спастись можно не в одной из указанных крайностей, а умело сочетая созерцание и деятельность, молитву и социальное служение» — пояснил протоиерей Алексий Шульгин.
Особенностью Марфо-Мариинского служения является разнообразие послушаний, что, по мнению священнослужителя, имеет принципиальное значение.
«Приходя в такую общину, люди с удивлением обнаруживают, что нужны разные таланты: и таланты катехизатора, и социального работника, и таланты психологического, методического плана».
Отец Алексей поделился, что на приходе, настоятелем которого он является, нет ни одной штатной единицы, только добровольцы, которые и осуществляют эту многоразличную деятельностью. Секрет оказался прост — членами общины Марфо-Мариинский путь воспринимается, не как путь послушаний, а как путь спасения.
«Есть такой пример: два рабочих на равных условиях катят тачку с камнями. Одного спрашивают: «Что ты делаешь?» «Катаю и таскаю эти проклятие камни!» — отвечает он. Затем спрашивают другого: «А ты что делаешь?» «А я строю собор» — ответил второй.
Люди должны ощущать, что они не отдельно стоящие прихожане, а община, не толпа разрозненных людей, а церковный организм. Именно Марфо-Мариинский путь позволяет сформировать психологию соборности и общинности, и воспитывается она целенаправленно».
Следует отметить, что целью визита гостей было не только рассказать, что где-то существует сестричество, направленное на служение созависимым и зависимым людям, но и донести понимание о необходимости этой целенаправленности.
«Когда мы начинали свою работу к нам приходили родители зависимых, то есть те, кого мы называем со-зависимыми, и говорили, что пришли в церковь, обратились к батюшке и он сказал: «Ходи на службы, исповедуйся, причащайся и понемножку тебя Господь благодатью Своею выведет из зависимости». Походили и бросили. Тогда мы задумались, почему же так происходит? Ведь человек исповедуется, причащается, благодать же действует. И поняли, что нужна именно системная среда, православная и организованная, что человеку надо не просто дать совет, а направить туда, где он будет работать над собой» — рассказал руководитель Душепопечительского центра.
Протоиерей Николай Абрамов, председатель Отдела по социальному служению и благотворительности отметил, что такая проблема действительно существует, с ней сталкивается каждый священник. Необходимо руководство и понимание, как помогать таким людям.
Психология в союзе с духовностью
В Душепопечительском центре «Омофор» работа с созависимыми направлена на духовно-нравственное возрождение личности, на переориентирование мировоззрения в сторону истинных ценностей и приобретение прочных духовных основ. Работа эта ведется комплексно на стыке религии, медицины, психологии и педагогики.
«На самом деле практика показывает, что вот так сразу ничего не бывает. Важно понять, что мы добиваемся цели не просто вылечить человека от созависимости, а сделать полноценным духовно. Просто исповедей, причастий недостаточно» — подтвердил иерей Виталий Казин, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери п. Шерегеш.
Для этого осуществляются психологические консультации, разработаны специальные материалы для обучения и катехизации. Некоторые из сестер милосердия имеют или уже получили психологическое образование. В работе центра используются методики Московского душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадского, возглавляемого иеромонахом Анатолием (Берестовым).
Теория, подкрепленная 15-летним опытом, «развивалась, кристаллизовывалась и на сегодня достигла такого уровня, когда она может быть передаваема» — добавила Татьяна Анатольевна. Причем эта модель может быть реализована на самом обычном приходе. Священник Виталий Казин успешно перенимает этот опыт и внедряет на своем приходе.
«Работа очень практична. Мы вовлекаем зависимых и созависимых в жизнь общины. Люди, приходя к нам, видят не просто консультанта, который сидит кабинете, консультирует и предлагает какие-то меры помощи. Приходя в общину, человек видит коллектив единомышленников, в который ему предстоит включиться, пройти определенный путь, измениться на этом пути. — пояснил отец Алексий. — Мы стараемся подарить человеку метод жизни в общине, который поможет ему справляться с проблемой, даем человеку навыки церковной жизни».
Не забывая о семье
Сотрудники душепопечительского центра «Омофор» разработали методику реабилитации, которая охватывает не только зависимого, но и всю семью. Сложность в реабилитации зависимых представляет тот факт, что в его семье остальные члены остаются созависимыми. Это особое патологическое психологическое состояние, когда человек вовлекается в жизнь другого и начинает его сильно контролировать или тяжело зависеть от поведения контролируемого. Именно поэтому семья также нуждается в помощи, переоценке своей жизни и воцерковлении.
«На каком-то этапе люди переоткроют себя друг для друга и произойдет встреча. Проще говоря, наркозависимые возвращаются уже в верующую семью».
Для того и нужна работа с созависимыми, чтобы они стали способными принять своего члена семьи. Так размыкаются порочные круги. Отец Алексий поделился, что на его приходе благодаря этому методу воцерковились 100% созависимых.
«Хотя мы очень большое внимание уделяем методике, воспитывают, однако, не методики и не техники, воспитывает церковная среда, особым системным образом организованная, когда человек должен пройти некий путь вместе с нами. — отозвался он. — Хаотическая церковная среда выглядит по-другому: люди приходят на Литургию, стоят столбиками, а потом разбегаются в разные стороны, по своим домам».
Иерей Виталий Казин поделился, что не смотря на очень индивидуальный и близкий подход к человеку, он с осторожностью относится к вопросам, требующим четкого прямого ответа:
«Приходит женщина с вопросом: «Что мне сделать, чтобы сын мой бросил пить?» Мы говорим, что нет у нас ответов, есть инструмент – если вы с нами поучитесь, то сами со временем поймете, что вам сделать».
Многим из присутствовавших было интересно, сколько людей преодолели созависимость, сколько встреч проводится для этого, и прочие цифры. Отец Алексий терпеливо отвечал, что работа эта исключительно индивидуальная, ее невозможно измерить, провести статистику, ведь это живой человек и у каждого своя скорость возрастания.
«Для нас главное на выходе: личность другого качества» — прозвучал ответ.
В окончание встречи протоиерей Николай Абрамов поблагодарил гостей за содержательное выступление, отметив всестороннюю основательность этого подхода.
Подготовила: Олеся Мазалова